ИСТОРИКИ ФИЛОСОФИИ
в современном мире

Меню

Леонардо Коццандо (Leonardo Cozzando, 1620–1702) (http://www.treccani.it/enciclopedia/leonardo-cozzando_%28Dizionario-Biografico%29/)
Леонардо Коццандо (Leonardo Cozzando, 1620–1702) ­— итальянский писатель и историк. Написал многочисленные труды по самым разным проблемам. Наиболее известна его книга «Libraria Bresciana» (Брешийская библиотека, в 2 тт.), опубликованная в 1694 г. Помимо прочего, Коццандо написал историю античной философии «Об учении древних философов» (De magisterio antiquorum philosophorum, 1684) в 4 книгах, в которой цитирует некоторые собственные работы по истории философии, так и оставшиеся неопубликованными. Он излагает учение древних, как оно досталось им от «варварских» философов (прежде всего, от иудеев), и какими путями эти учения достигли новоевропейских философских школ. При этом Коццандо, возможно, впервые в истории философии применяет генеалогический метод, который позволяет ему излагать историю сект, несколько греша против строгого исторического исследования. В своем сочинении он приводит обильные цитаты как из древних философов, так и из Отцов церкви (Цицерон, Лукиан, Клавдиан, Ириней, Ориген и других), пример которых сподвиг и самого автора взяться за такое сочинение по истории философии в ранней юности. В своих методических и философских воззрениях Коццандо близок схоластической традиции учености, господствовавшей тогда в монашеских орденах, он проявляет незначительно интерес к возникающей тогда новой философии. Во многом его идеи основаны на учении Анри Гентского, официального учителя ордена сервитов, которого сам Коццандо определяет как человека, восстановившего платоновскую школу в Париже. В целом же работа представляет собой компиляцию, составленную из множества источников, зачастую безо всякой критической (исторической, филологической или философской) оценки их теоретической значимости.

De magisterio antiquorum philosophorum libri VI, Geneva: apud Samuelem de Tournes, 1684: https://archive.org/details/bub_gb_YPsoDHylAo4C/page/n4

Гиацинт Сигизмунд Гердил (Giacinto Sigismondo Gerdil, 1718—1802) (http://www.newadvent.org/cathen/06471b.htm

https://webdept.fiu.edu/~mirandas/bios1777.htm)

Кардинал Гиацинт Сигизмунд Гердил (Giacinto Sigismondo Gerdil, 1718—1802) — итальянский богослов, епископ и кардинал. Свою долгую жизнь провел в служении католической традиции, и своей целью видел уменьшение пагубных влияний духа Просвещения и Французской революции. Прославился своим сочинением «История философских школ» (Histoire des sectes des philosophes), написанным по-французски между 1764 и 1776 гг.  Кроме того, нельзя не отметить и сочинение «Введение в изучение религии» (Introduzione allo studio della religione Turin, 1755), обширную апологию религии, которая начинается с истории философии от Фалеса до современных ее форм (однако написана была только первая часть.

В «Истории философских школ» Гердил предлагает оригинальное членение на периоды истории мысли. Он начинает с варварской философии, которую восприняли греческие мыслители, прежде всего знаменитые семь мудрецов. История греческой философии для него ­— это прежде всего история школ, старшими из которых являются ионийская и италийская (пифагорейская). Античность завершается «эклектической школой», которая называется также «новым платонизмом». Схоластика представлена единообразно, какое-либо разделение на школы или направления отсутствуют. Исследование средневековой философии он начинает не с этапа каролингского возрождения, а со времени Абеляра, когда в школах и монастырях появились латинские переводы Аристотеля. В схоластике Гердил выделяет Ансельма Кентерберийского, которого считает величайшим метафизиком после бл. Августина, а также предшественником Декарта и Лейбница в том, что они переосмыслили онтологический аргумент бытия Божия. Здесь же уделяется много внимания Фоме Аквинскому. После средневековья следует период «возрождения учености» (начиная с падения Константинополя), а последний период «обновления философии» начался Коперником («главой современных философов») и заканчивается достижениями Ньютона. Помимо указанных Лейбница и Декарта, Гердил также восхваляет Мальбранша, поскольку эти философы составили противовес зараженному материализмом «ошибочному» учению Локка.

Несмотря на свою краткость, «История философских школ» получила положительные отзывы рецензентов (напечатана в 1806 г.). Известность  как историк философии  Гердил получил также в связи со своим диспутом с Иоганном Яковом Брукером о толковании пифагорейского учения (в сочинении Esame delle opinioni degli antichi filosofi).

Сочинения:
Histoire des sectes des philosophes: https://archive.org/details/TO00602497_TO0324_63425_000001/page/282

Аппиано Буонафеде (Appiano Buonafede, 1716—1793)(https://en.wikipedia.org/wiki/Appiano_Buonafede

http://www.treccani.it/enciclopedia/appiano-buonafede_%28Dizionario-Biografico%29/)

Аппиано Буонафеде (Appiano Buonafede, 1716—1793) — итальянский философ, писавший под псевдонимом Агатопист Кромациано (Agatopisto Cromaziano).

Родился в Кромаккьо, в провинции Феррара в северной Италии. Три года посвятил изучению философии в университете Болоньи и три года он также изучал богословие в Риме. В Неаполе, где он вместе с тем начал проповедническую деятельность, в 1740 году получил звание профессора богословия, вступил в орден целестинцев и дослужился до генерала ордена. В 1754 г. он был избран в известную итальянскую академию Аркадия. Умер в Риме. Его основным полем исследований была история философии, а также он писал несколько поэм и философских комедий.

Его раннее сочинение «Поэтические, исторические и критические портреты» (Ritratti poetici, storici e critici), опубликованное в Неаполе в 1745 г. под псевдонимом Appio Anneo de Faba Cromaziano. В нем Буонафедеобращается более чем к сотне «ученых мужей», в число которых входят не только философы (Бэкон, Бруно, Декарт, Эразм, Галилей, Гроций, Лейбниц, Локк и многие другие), но и историки философии (Бейль, Буддеус, Кадворт, Камберлен, Юэ и прочие). Эта работа представляет собой историю философии в стихах. Буонафедене в восторге от многих современных ему философов, он стремится отстоять католическую веру; однако он позитивно судит о сочинениях Декарта, Дженовезе и Вико, а также о Локке, который раскрыл многие загадки человеческого познания. Большее, чем эта ранняя работа, историко-философское исследование Istoria critica e filosofica del suicidio ragionato (Лукка, 1761 г.) посвящено реконструкции отношения древних и современных философов к самоубийству. Эта работа содержит множество анекдотов, которые рассказываются автором в назидательных целях, чтобы защитить принципы христианской этики.

Историю философии Буонафеде понимает с религиозно-этической точки зрения как наиболее подходящее средство для католической апологетики. История философии, помимо всего прочего, — это еще и история добра, а не зла. Таким образом, он посвящает свою жизнь тщательному изучению истории философии и вместе с тем остается верным сторонником католического вероучения. В своей историко-философской работе Буонафедестарается занять позицию беспристрастного судьи, старается следовать принципу, который можно было бы назвать принципом исторической объективности.

Наиболее важная историко-философская работа Буонафеде «История и характер всей философии» (Della istoria e della indole di ogni filosofia) печаталась в Лукке с 1766 по 1781 гг. в семи томах. В 1782 г. венецианский издатель Лодовико Лоски быстро перепечатал ее в шести томах, добавив в нее именной и предметный указатель и исправив ошибки. Еще одним сочинением Буонафеде было «Восстановление всех философий XVI, XVII и XVIII столетий» ((Della restaurazione di ogni filosofia ne’ secoli XVI, XVII e XVIII), продолжавшим заявленную тематику предыдущей работы и публиковалась в Венеции с 1785 по 1789 гг в трех томах. Обе эти работы были направлены против «Критической истории» (Historia critica) Брукнера, которая вместе с тем служила одним из источников для Буонафеде, а также против других сочинений по истории философии начала XVIII века, в частности, «Критической истории философии» (1737) А.-Ф. Деланда. Своими сочинениями Буонафеде стремился показать, что нет никой скрытой «Истины», которую человек не смог бы отыскать при помощи силы своего искреннего духа, и защитить христианскую веру от атеистических соблазнов. Интересно, что при этом он признавал острый ум и изысканный стиль своих противников и в своих сочинениях стремился воспроизводить их лучшие образцы.

Имя Буонафеде известно не только благодаря его историко-философским занятиям. Он стал особенно знаменит во второй половине XVIII века своими многочисленными памфлетами, речами, панегириками, посланиями, диссертациями и поэтическими сочинениями.

Сочинения:

Ritratti poetici, storici e critici: https://archive.org/details/bub_gb_xQMVAAAAQAAJ/page/n14

Istoria critica e filosofica del suicidio ragionato: https://archive.org/details/Istoria-critica-e-filosofica-del-suicidio-ragionato-di-Agatopisto-Cromaziano-PHAIDRA_o_141505/page/n6

Della istoria e della indole di ogni filosofia: https://archive.org/details/bub_gb_xfXmxtnHF1wC/page/n6

Антон Феличе Марсили (Anton Felice Marsili, 1651–1710)(http://www.treccani.it/enciclopedia/antonio-felice-marsili_(Dizionario-Biografico))

Антон Феличе Марсили (Anton Felice Marsili, 1651–1710) — историк, философ, эрудит, агиограф и священнослужитель. Член  болонской Accademiadei Gelati с шестнадцати лет, он изучил в родном городе философию и гражданское и каноническое право, а затем некоторое время провел в Риме. По возвращении в Болонью он принял сан и посвятил себя исследованиям.

В начале своего труда «О философских школах и духе философствования» (Delle Sette de’ Filosofi, e del Genio di Filosofare) Марсили обсуждает состояние источников по истории античной философии, далее он приступает к перечислению греческих школ. Всю историю философии он разделяет на три больших периода: варварская философия, греческая и «современная». Представители современной философии разделены у него по странам. Автор не дает никакой бои-библиографической информации, но упоминает об основополагающих учениях каждого философа и подвергает их критическому исследованию. Начинает он с обсуждения школы Эпикура, которую сопоставляет с учением Гассенди, совсем мало место отводит стоикам, сочинения которых он приводит тут же наряду с Пифагором, только чтобы упоминуть о том, что они существовали. Образ жизни Диогена Синопскиого противопоставляется личности Сократа, далее автор критикует учение «чудака Пиррона». Будучи естествоиспытателем, Марсилидистанцируется от Платона, который, с его точки зрения, рассуждал более о божественных, нежели природных вещах, а потому не может считаться подлинным философом. Совсем иначе говорит он о Демокрите и сожалеет, что многочисленные его труды не сохранились. Демокрит провозглашается первым философом-экспериментатором, и такая точка зрения весьма характерна дли философии позднего Ренессанса: оправдание Демокрита мы находим и в сочинениях Бруно и Бэкона. Отношение Марсилик Аристотелю двояко: с одной стороны, его необходимо отделять от его последователей-схоластов, сильно испортивших его репутацию естествоиспытателя, сопоставимого с Демокритом, но, с другой стороны, такой образ Аристотеля как «позитивного философа» во многом противоречит рассуждениями его учеников-перипатетиков. Кроме привычных источников из античных работ и сочинений Отцов церкви, Марсилинапрямую обращается к книгам Платона (к «Софисту» и «Федону») и Аристотеля («Метафизике» и естественнонаучным сочинениям). Среди современников он упоминает Фичино (там, где обсуждается Платон), Патрици, Чиамполи и Галилей, «Звездный вестник» которого процитирован дважды.

 

Джузеппе Валетта (GiuseppeValletta, 1636–1714)(http://www.treccani.it/enciclopedia/giuseppe-valletta)

Джузеппе Валетта (GiuseppeValletta, 1636–1714) — торговец и ученый, юрист по профессии, любитель философии, экономист и библиофил. Валетта был одним из немногих неаполитанцев, знавших английский язык, что позволило ему редактировать итальянские и латинские переводы научных работ из Англии.

Написал два сочинения на историко-философскую тему: «Письмо в защиту современной философии» и «История философии». Свой очерк развития античной философии Валетта представляет в историческом отступлении, которое вклинилось в его изначальный замысел представить защиту философии. Он пишет, что философия перешла от Адама к его потомкам и Ною, после Потопа и разделения народов ее усвоили египтяне, от которых ей обучились евреи (от евреев философии причастились персы, халдеи и финикийцы) и сам Орфей, который в свою очередь передал знания грекам, от которых эту мудрость переняли римляне. Это отступление отсутствует в «Письме», а все философские школы от Адама до современности перечисляются в «Истории философии».

После установления различий между ионийцами и италийскими школами, Валетта останавливается на последних и отождествляет их с атомистами, начиная с Пифагора и пифагорейцев, и далее через Парменида, Зенона Элейского, Левкиппа, Демокрита и Эпикура к Платону и его последователям эпохи Возрождения. Этим философам противопоставляется традиция Аристотеля, которая распространяется также на арабскую философию и схоластику, причем последняя делится на четыре периода и множество школ (правда хронология весьма неточна и неясна).

«История философии» основывается на двух фундаментальных историографических допущениях. Философия, которую обычно называют новой (современной), на самом деле оказывается «самой древней» и не восстает против христианской веры, в то время как безбожное учение Аристотеля и его последователей — почва и корень всех ересей, как древних, так и новых, а также «глупцов-схоластов». Таким образом, все обсуждение сводится к противопоставлению двух философских традций: корпускулярной (или атомистической) традиции Демокрита и Эпикура и аристотелевской, причем последняя толкуется в расширенном смысле и включает в себя все отрицательное в развитии философской и богословской мысли.

Lettera in difesa della moderna filosofia: https://books.google.ru/books?id=ZWj41042bmAC&printsec=frontcover&dq=Giuseppe+Valletta&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjDjrDv_cDiAhVj1qYKHbtNAFoQ6AEIKDAA#v=onepage&q=Giuseppe%20Valletta&f=false

Гиацинт Гимма (Giacinto Gimma, 1668–1735)
(http://www.treccani.it/enciclopedia/giacinto-gimma)

Гиацинт Гимма (Giacinto Gimma, 1668–1735) — итальянский аббат, ученый, историк литературы и критик. Учился в иезуитских школах, а затем в Неаполе, получив разностороннее образование. В 1692 г. начал работу над «Новой энциклопедией» (Nova Encyclopaedia), которая осталась неопубликованной из-за дороговизны печати, но именно она открыла ему путь к академическим наградам. Четыре года спустя был назначен на пост первого цензора в Accademia degli Spensierati в Россано, привнеся туда дух экспериментальной науки; он также был членом Accademia dei Pellegrini, Аркадии (с 1702 г.), и  Accademia degli Assorditi в Урбино (1730 г.).

«История «образованной Италии» Гимма охватывает очень обширные временные рамки и в общем делится на два периода. Гимма начинает с традиционно фигуры Адама и его потомков к Ною, далее — к его трем сыновьям, Симу, Хаму и Иафету, которые составляют «три Академии». Академия Сима — сирийская традиция богословия, права, истории, философии, медицины, песнопений и предсказаний; Академия Хама — халдейская традиция химии, черной магии и ворожбы; Академия Иафета — традиция ионийской философии, варварской и греческой науки. Греческая мудрость в свою очередь подразделяется на две «Академии» — ионийскую и италийскую (помимо пифагорейцев вообще включающую в себя всех, кто жил на юге Италии во времени Греции или Рима). После рождения Христа Гимма дает хронологическое изложение по столетиям, схоластику, например, он подразделяет на три этапа (от Абеляра до Альберта Великого; далее, от Аквината до Вильгельма Дуранда; наконец, последний период заканчивается Габриэлем Билем). Гимма перечисляет также и современные философские школы: атомистов и Гассенди, картезианцев, «маньянистов» (по имени Э. Манье); платоников и аристотеликов, а также выделяет шестую школу — «новой экспериментальной философии».

Idea della storia dell’Italia letterata, I vol, I vol: https://archive.org/details/bub_gb_0_VjbPgAs9YC/page/n4

II vol: https://archive.org/details/bub_gb_w_k0gUQHoAsC/page/n4

Джамбаттиста Капассо (Giambattista Capasso, 1683–1735)(http://www.treccani.it/enciclopedia/giambattista-capasso_(Dizionario-Biografico))

Джамбаттиста Капассо (Giambattista Capasso, 1683–1735). Автор сочинения «Краткое описание истории философии» (Historiae Philosophiae Synopsis).

Капассо разделяет всю историю философии на четыре обширных периода. Первый начинается с Адама, через Ноя и Авраама движется к Моисею и заканчивается царем Соломоном. Второй — период варварской философии, куда включаются иудейские школы (секты фарисеев, саддукеев и проч.), философские учения халдеян, персов, сабеев, индийцев (гимнософисты, брахманы и проч.), китайцев (также разделенных на три или четыре школы), финикийцев, египтян, эфиопов, ливийцев, скифов, фракийцев и галлов. Третий — период греческой философии, он начинается с «мифопоэтической философии» и древних мудрецов. Здесь Капассо в основном следует разделению Диогена Лаэтского на две школы — ионийскую (от Фалеса до академиков, перипатетиков и стоиков) и италийскую. Капассо различает академиков — тех, кто учился и преподавал в Академии Платона, платоников, продолжавших философию своего учителя (вплоть до Марсилио Фичино), и эклектиков (куда причисляет Плотина, Порфирия и Ямвлиха). Италийцы делятся на четыре школы: гераклитовцы, элеаты, скептики и эпикурейцы. Четвертый период неожиданно начинается со второго римского царя Нумы Помпилия и доходит до современных философов. Заканчивается работа перечислением всех известных автору новоевропейских философских школ, в том числе и естествоиспытателей.

Historiae Philosophiae Synopsis: https://books.google.ru/books?id=cLOgPsoq34sC&printsec=frontcover&dq=Giambattista+Capasso&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwin0aq8x8HiAhU-wsQBHW3gDXkQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Giambattista%20Capasso&f=false

Эдуардо Корсини (Odoardo/Edoardo Corsini, 1702–1765) (http://www.treccani.it/enciclopedia/edoardo-corsini_%28Dizionario-Biografico%29/)

Эдуардо Корсини (Odoardo/Edoardo Corsini, 1702–1765) —  итальянский священник, математик и философ. Был одной из значительнейших фигур в Италии начала восемнадцатого столетия. Преподавал философские дисциплины, вначале в школе пиаристов во Флоренции (с 1723 г.), затем в университете Пизы, куда был приглашен читать курс логики в 1735 г. В 1746 г. он был назначен главой кафедры метафизики и моральной философии. В 1752 г. возглавил кафедру изящной словесности.

Автор сочинения «Философские институты» (Institutiones philosophicae). В неозаглавленных 33 параграфах исторической части книги Inuniversam philosophiam Praefatio представлены 170 философов, разделенных на 14 школ: ионийскую, четыре сократических школы, стоиков, италийскую, пифагорейскую, элеатскую, пирронийскую, перипатетическую, эпикурейскую и эклектическую. Для каждого философа представлена необходимая информация: хронология, семейные связи, к какой школе принадлежал и т.п. Также представлены имена тех, кто не относится ни к одной из школ — среди них: Иов, Гермес Трисмегист, Зороастр, Гомер, Сенека, Овидий, Аквинат, Дунс Скот, Коперник, Тихо Браге, Галилей, Гассенди, Декарт и многие другие.

Institutiones philosophicae: https://archive.org/details/bub_gb_Y4gyEdHlLyYC/page/n5

Паоло Марчелло Дель Маре (Paolo Marcello Del Mare, 1734–1824)(http://www.treccani.it/enciclopedia/del-mare-paolo-marcello_%28Dizionario-Biografico%29/)

Паоло Марчелло Дель Маре (Paolo Marcello Del Mare, 1734–1824) — итальянский богослов, экзегет, историк философии и литературы. Автор сочинения «Исторический и критический обзор философских мнений» (Quadrostorico e critico delle opinioni filosofiche). Дель Маре провозглашает, что на протяжении всей истории философии утверждался универсальный теизм, вопреки деятельности пирронистов и вольнодумцев, главой которых он считает Пьера Бейля. Сочинение распадается на две части: в первой он рассматривает то, как «философская история» возрождается в науках и искусствах в Европе, во второй части — как слава философии продолжается в Новое время. Заканчивается рассмотрение истории философии на учении Эпикура и обрывается на втором томе. В сочинении дается обзор философских школ от варваров до классической греческой философии в лице Сократа, далее сократических школ через платоников, скептиков, перипатетиков и стоиков к Эпикуру.

Антонио Менегелли (Antonio Meneghelli, 1765–1844)(http://www.treccani.it/enciclopedia/antonio-meneghelli)

Антонио Менегелли (Antonio Meneghelli, 1765–1844) — итальянский истории и юрист. Получил степень по философии в коллегии в Венеции. В 1815 г. назначен профессором в университет Падуи, а в 1823 г. там же стал ректором; позже по собственному прошению он стал членом Падуанской академии наук, литературы и искусств, президентом которой был с 1826 по 1827 гг.

Автор сочинения «Историко-критический очерк философии Греции и Лацио» (Saggiostorico-criticosopra la filosofia della Grecia e del Lazio). «Очерк» открывается «Введением», в котором автор указывает причины, побудившие его написать его. Сам трактат распадается на две части: первая посвящена философии греков, вторая, более краткая, — «философии в Лацио». Каждая из частей подразделяется также на главы: четыре о греческий философии и только две — о римской. История философии разворачивается во временном периоде от Фалеса до вторжения варваров в Рим. Текст снабжен обширными цитатами и ссылками на современников автора, историков философии и знаменитых интеллектуалов (в частности, Майнерса, Кондорсе, Тирабоски и Вуонафеде). В заключительной заметке М. поясняет, что труд его имеет целью восполнить работы Лагарпа, который писал только о Платоне и Сенеке.

Saggiostorico-criticosopra la filosofia della Grecia e del Lazio: https://archive.org/details/bub_gb_yE3jpNfl62IC/page/n67

Франческо Соаве (Francesco Soave, 1743—1806)(http://www.treccani.it/enciclopedia/francesco-soave)

Франческо Соаве (Francesco Soave, 1743—1806) — итальянский монах, ученый, философ-эмпирик и публицист. Один из важнейших итальянских представителей эмпиризма. Занимал в Милане кафедру вначале моральной философии, затем — логики и метафизики в гимназии Брера. К концу жизни занимал кафедру «анализа идей» в университете Павии.

Автор сочинения «Компендий по истории философии в особенности по отношению к логике, метафизике и этике» (Compendio della storia della filosofia spezialmenteri spettoalla logica, alla  metafisica, e all’etica). Это небольшое сочинение представляет собой полную историю философии от варваров до эпохи Просвещения. Автор следует классическому представлению о движении философской мысли, историю которой он разбивает на три периода. Первый, античность (когда философия зародилась у варваров — халдеев, вавилонян, эфиопов, китайцев и проч., от них перешла к египтянам, а от них — к грекам и т.д.), закончился с появлениям школ эклектиков и неоплатоников. Второй, средневековый период, это период схоластики и перевода и осмысления работ Аристотеля арабами и европейцами. Наконец, третий период — это «возобновление» философии в Новое время, причем Соаве выделяет здесь три этапа. Во-первых, это шестнадцатый век, который прошел под знаменем возрождения античной философии. Во-вторых, семнадцатый век — под знаком картезианства. В-третьих, это восемнадцатый век, определяемый влиянием Локка. С возрождением философии возрождаются также науки и искусства.

Istituzionidilogica: https://archive.org/details/1-2-Istituzioni-di-logica-di-Francesco-Soave-ch-reg-som-regio-professore-PHAIDRA_o_308855/page/n5

Istituzioni di metafisica: https://archive.org/details/3-Istituzioni-di-metafisica-di-Francesco-Soave-ch-reg-som-regio-professore-PHAIDRA_o_309630/page/n6

Istituzioni di etica: https://archive.org/details/4-Istituzioni-di-etica-di-Francesco-Soave-ch-reg-som-regio-professore-PHAIDRA_o_310031/page/n6

 

Франческо Беренгер (Francesco Berengher, 1778–1831)
Франческо Беренгер (Francesco Berengher, 1778–1831). Магистр образования королевского двора в Неаполе, преподавал национальную историю, мифологию, поэзию и итальянскую литературу, прославившись своем кругозором и педагогическими талантами. Автор сочинения «Очерк истории философии» (Abbozzo di unqua drostorico filosofico). «Очерк» состоит из пяти томов разного объема. В восьмидесяти восьми главах представлена вся история философии как единство мысли, проходящее сквозь века. В первом томе представлена «философия варваров», а также греческая философия от ее возникновения до Сократа и его учеников. Во втором томе представлены Аристотель, Аристипп, Феодор, Антисфен, Диоген, Зенон-стоик и Федон. В третьем — Пифагор и италийцы, Эпикур, Пиррон, а также упомянуты этруски. В четвертом тому излагается истории философии в Риме (в эпоху Республики и Империи), обсуждается иудейская мудрость и христианское откровение, подытоживается эпоха варварского нашествия, а также дается очерк средневековой философии. Пятый том посвящен «возрождению» философии и новейшим течениям, а также в нем обсуждается учение Аквината и исследования Аристотелевского корпуса.

Quadro delle vicende del genereumano: https://archive.org/details/bub_gb_zVEyZMeIg5wC/page/n6

Abbozzo di unquadrostoricofilosofico, vol. 3: https://archive.org/details/bub_gb_8A8Wtmwp7yQC/page/n4

Abbozzo di unquadrostoricofilosofico, vol. 4: https://archive.org/details/bub_gb_V8jJVvs_8N8C/page/n5