ИСТОРИКИ ФИЛОСОФИИ
в современном мире

Меню

Жан де Лонуа (Jean de Launoy, 1603-1678)
Жан де Лонуа (Jean de Launoy, 1603-1678) – французский мыслитель, теолог, историк, философ. Был очень плодовитым автором: исследователи насчитывают не менее 85 работ, которые, главным образом, посвящены теологии, богословским дисциплинам, агиографической критике и историческим исследованиям. Так, в области истории интерес автора был нацелен на историю культуры и на деятельность крупнейших средневековых учебных заведений, прежде всего, Парижского университета, который на протяжении нескольких веков был центром и символом западной философской культуры. Самой значительной работой Лонуа является De varia Aristotelis in Academia Parisiensi fortuna, extraneis hinc inde adornata praesidiis, liber (1653), неоднократно переизданная, в которой автор излагает историю изучения философии Аристотеля со времен Патристики до XVII века и в которой он близко подходит к идее «общей» истории философии. Де Лонуа позиционирует себя как «историк», который не должен становиться ни на сторону сторонников Аристотеля, ни на сторону его противников, не должен вмешиваться и решать их споры. Тем не менее, можно заметить, что автор, несмотря на провозглашенный им нейтралитет историка, интересуется и проблематизирует в своей работе связь между философией и теологией, разумом и верой. Лонуа использует компилятивный метод, объединяя официальные акты политических и религиозных авторитетов, уставы, правила и другие регулирующие документы Сорбонны, а также выдержки из работ Отцов Церкви, средневековых и современных ему писателей. Он признается, что создал скорее историографический труд, упорядоченное собрание документов, фактов, наблюдений, цитат, но еще не полноценную историю.

Источники: De varia Aristotelis in Academia Parisiensi fortuna, extraneis hinc inde adornata praesidiis, liber, 1653.

URL: https://books.google.ru/books?id=-8kM7QaHM-AC&pg=PA121&dq=De+varia+Aristotelis+in+Academia+Parisiensi+fortuna,+extraneis+hinc+inde+adornata+praesidiis,+liber&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiqqJOM2afkAhUSuIsKHYZ5DkAQ6AEIOjAC#v=onepage&q=De%20varia%20Aristotelis%20in%20Academia%20Parisiensi%20fortuna%2C%20extraneis%20hinc%20inde%20adornata%20praesidiis%2C%20liber&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p.15-21; Jacques Grès-Gayer, «L’électron libre du gallicanisme: Jean de Launoy (1601-1678) », Revue de l’histoire des religions, 3 | 2009, p. 517-543.

https://journals.openedition.org/rhr/7284#tocto1n3

ЖанБатист дю Гамель (Jean-Baptiste Du Hamel, 1624–1706)
Жан-Батист дю Гамель (Jean-Baptiste Du Hamel, 1624–1706) — французский философ, теолог, естествоиспытатель, с 1666 по 1697 гг. — секретарь Академии наук (Académie royale des sciences).

Литературное наследие Дю Гамеля включает научные, философские, богословские труды, а также работы по экзегетике. Его философские взгляды наиболее полно отражены в работах De consensus veteris et novae philosophiae, ubi Platonis, Aristotelis, Epicuri, Cartesii aliorumque placita de principiis rerum excutiuntur (Paris, 1663), а также в курсе лекций для студентов Collège de Bourgogne и других учебных заведений Philosophia vetus et nova ad usum scholae accomodata, in Regia Burgundia olim pertractata (Paris, 1678, 1681, 1684, 1700, 1705; Nürnberg, 1684; Venice, 1730). Эта книга, переведенная на многие языки, считалась одной из самых влиятельных во Франции того времени. Как и многие мыслители второй половины XVII века, философ придерживался эклектико-синкретического направления в изложении истории философских доктрин, объединяя и «примиряя» учения древних философов с современными школами, например, с картезианством (само название De consensu veteris et novae philophiae раскрывает замысел автора). На первых страницах Дю Гамель излагает своего рода манифест эклектизма, в котором он указывает, среди прочего, на необходимость для историка философии знать точные контуры «формы» каждой философской школы. Он ставит перед собой задачу изучить теории философов, взяв максимально от каждой, сравнить наиболее контрастные из них и «примирить», гармонизировать так, чтобы показать их общее начало, их сходство в движении к истине.

Источники: De consensus veteris et novae philosophiae, ubi Platonis, Aristotelis, Epicuri, Cartesii aliorumque placita de principiis rerum excutiuntur. Paris, 1663 URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65654519.r=Jean-Baptiste%20Du%20Hamel?rk=42918;4; Philosophia vetus et nova ad usum scholae accomodata, in Regia Burgundia olim pertractata. Paris, 1681.

URL: https://books.google.ru/books?id=P_wi-iiQlCIC&printsec=frontcover&dq=Philosophia+vetus+et+nova+ad+usum+scholae+accomodata,+in+Regia+Burgundia+olim+pertractata&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiV-fTz16fkAhWGs4sKHTbRD_EQ6AEIOTAC#v=onepage&q=Philosophia%20vetus%20et%20nova%20ad%20usum%20scholae%20accomodata%2C%20in%20Regia%20Burgundia%20olim%20pertractata&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p.21-29

Рене Рапен (René Rapin, 1621–1687)
Рене Рапен (René Rapin, 1621–1687) – французский философ, литератор, поэт, литературный критик. Его обширное литературное наследие насчитывает не менее 48 атрибутированных работ. Две из них особенно интересны с точки зрения истории философии: La Comparaison de Platon et d’Aristote, avec les sentiments des Pères sur leur doctrine, et quelques réflexions chrestiennes (Paris, 1671), в которой автор сравнивает доктрины Платона и Аристотеля, и  Les Réflexions sur la philosophie ancienne et moderne, et sur l’usage qu’on en doit faire pour la religion (Paris, 1676). По мнению Рапена, смысл подлинной философии – помочь человеку здраво рассуждать, развить вкус и стать лучшим христианином; наиболее «разумной» является философия Аристотеля, а адаптация Аристотеля к христианству — труды схоластов (особенно, Фомы Аквината и Дунса Скотта), —  представляет окончательное завоевание в области человеческого разума. Тем самым, Рапен отвергает идею исторического развития как роста и прогресса, негативно отзываясь о современной философии, которая сеет семена сомнения и представляет угрозу для веры. Также Рапен критикует ориентацию современной философии на логику, этику и, более всего, физику; философия не может быть подобна научному эксперименту, она требует метафизического фундамента, подобно античной традиции. Только безупречное знание философии древних, особенно Платона и Аристотеля, может привести к пониманию истинной философии, не искажая традицию и не подвергая опасности религию. Всё, что может делать исследователь, это открывать истины, содержащиеся в трудах древних, а не стремиться выше.

Источники: La Comparaison de Platon et d’Aristote, avec les sentiments des Pères sur leur doctrine, et quelques réflexions chrestiennes. Paris, 1671. URL:  https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k104359b.image; Les Réflexions sur la philosophie ancienne et moderne, et sur l’usage qu’on en doit faire pour la religion. Paris, 1676. URL:  https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k96146760?rk=128756;0

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 29-50

Пьер де Вильманди (Pierre de Villemandy, 1636/1637–1703)
Пьер де Вильманди (Pierre de Villemandy, 1636/1637–1703) – французский богослов и философ, изучал теологию в Монтобане (Montauban), в 1664 г. стал профессором философии в Сомюре, затем ректором теологического колледжа в Лейдене. Как и многие преподаватели университетов того времени стоял на позициях эклектизма, объединяя в своих трудах традиции перипатетиков и схоластов с современными философскими течениями.

История философии представлена в труде Manuductio ad philosophiam vetero-novam, in qua triplicis philosophiae [. . .] Aristoteleae nempe, Epicureae et Cartesianae placita [. . .] adducuntur et [. . .] conferuntur (Saumur, 1674). По задумке автора, Manuductio должен был стать введением в обширный курс по философии, но им была реализована лишь первая часть труда, «логика». Работа открывается историко-философским обзором: во-первых, обсуждением общих вопросов происхождения философии, причин философствования и его методов; затем автор вводит понятие философских сект (школ) и способы их классификации и переходит к представлению истории различных философских сект. Для передачи прогрессивного развития философии Вильманди использует трехчастную схему и органическую метафору: «рождение» философии начинается с Каина и его потомков, включая восточные цивилизации и секты Друидов; затем следует «подростковый» период философии, который, в свою очередь, подразделяется на героическую, мифологическую и философскую фазы. Центральное место в работе отведено «взрослому» периоду философии, к которому Вильманди относит аристотелизм, эпикурейство и картезианство, а также современную ему философию — период эклектики, который вбирает в себя лучшее от предыдущих эпох. Автор последовательно излагает основные принципы и положения этих философских направлений, их предтеч и внутреннее деление, а также историю последующего развития учений, не отдавая предпочтения какому-либо одному, а по возможности оставаясь на позициях строго исторического повествования. При этом Вильманди находится в русле религиозной апологетики: позиция Вильманди ярко выражается в критике скептицизма — «заболевания современности», который, по мнению автора, представляет угрозу вере. Философия понимается как унитарное наследие, которое в ходе истории беспрерывно передается от различных народов и сект и постепенно обогащается. По мнению Вильманди, историк философии должен быть «реставратором», который, вслед за философами и учеными, заново открывает и собирает сокрытое после первородного греха Знание.

Источники: Manuductio ad philosophiae Aristoteleae, Epicureae, et Cartesianae parallelismum, Amsterdam, 1685

URL: https://books.google.ru/books?id=WTA_AAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Pierre+de+Villemandy&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjDzNP4-KTkAhUDlosKHV7pDJEQ6AEIQTAD#v=onepage&q=Pierre%20de%20Villemandy&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 50-58

Луи Томассен (Louis Thomassin, 1619-1695)
Луи Томассен (Louis Thomassin, 1619-1695) – французский теолог и философ. Главной богословской работой считается: Ancienne et nouvelle discipline de lEglise (Paris, 1678–1681). Размышления, посвященные истории философии, содержатся в труде La méthode d’étudier la philosophie, в Книге 1 как историческом введении. Томассен не выделяет историю философии как отдельную область теоретизирования, однако цель и значение этой дисциплины прослеживаются в его философских положениях и концепции истории. Автор группирует повествование хронологически и географически по трем периодам: 1) мысль времен иудейского царствования (гл. 2-7), 2) «философия» древнегреческих поэтов, народов Востока и варварских народов (гл.8-13), 3) греческая и римская философия (гл.14-21). Причем, хронологический диапазон выходит за пределы античности, потому как часть про Аристотеля (гл.17) также рассматривает изучение и интерпретацию его трудов в средние века. Кроме того, имея глубокие познания в новых системах Декарта, Мальбранша и Гассенди, Томассен, тем не менее, пожелал принять от них только те положения, которые гармонично сочетаются с Писанием, а также с философией Платона, Аристотеля и Плотина, трудами Отцов Церкви (особенно Св. Августина), Клемента Александрийкого и Цицерона. Сквозь призму Священного писания Томассен трактует греческую и римскую мысль, называя философию Платона наиболее гармоничной христианству, предшественницей патристики. От Августина философ берет свое представление о философии и всем человеческом знании вообще: существует только одна мудрость и одна истина, которая есть отражение Божественной Мудрости, заложенной и спрятанной в глубине каждой человеческой души. Таким образом, история философии начинается с Адама как первого хранителя божественного знания, которое стало сокрытым после грехопадения; человечество в процессе своего развития заново открывает Истину благодаря богословию, философии и наукам. У Томассена возникает идея прогресса в философии, объясняемая как божественным провидением, так и усилиями и развитием человека. Томассен тяготеет к «примиряющей» традиции интерпретации древних текстов, приводя к согласию различные школы и традиции, указывая на их преемственность; при этом он опускает биографическое описание основателей этих направлений.

Источники: Thomassin L. Ancienne & nouvelle discipline de l’Eglise, 1864

URL: https://archive.org/details/anciennenouvelle03thom/page/2;  Thomassin L. La méthode d’étudier la philosophie, Paris, 1685

URL: https://books.google.ru/books?id=aIsRul6aKLUC&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 59-71

Жиль Менаж (Gilles Ménage, 1613-1692)
Жиль Менаж (Gilles Ménage, 1613-1692) – известный французский писатель и ученый. Литературное наследие Менажа обширно и включает произведения различных жанров; особенно значительны его работы в области гуманистической поэзии, лингвистики, истории и литературной критики. В области истории философии Менаж написал развернутый комментарий к новому изданию Диогена Лаэртского (1664), но самой популярной его работой стал сборник жизнеописаний женщин-философов Historia mulierum philosopharum. Книга имеет сходную структуру с трудом Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»:  персонажи сгруппированы по школам, однако данная схема упрощена из-за недостатка материала. Завсегдатай парижских дамских салонов, автор, однако, стремился показать присутствие женщин в истории философии от античности до его времени. В работе упомянуты 65 женщин из разных философских школ, причем критерий их отбора широк и может включать такие области, как астрологию и гадания, которые считаются ответвлением философии. Большое внимание уделено пифагорейской школе, которая на две пятых состояла из женщин. Несмотря на то, что это была не первая попытка описания женщин-философов, работа Менажа впервые была полностью посвящена данному предмету, а кроме того, отразила важную особенность французской культуры того времени, где благодаря салонам женщины утверждали свое присутствие в культурной и интеллектуальной жизни.

Источники: Historia mulierum philosopharum, 1690

URL: https://books.google.ru/books?id=d6YPAAAAQAAJ&pg=PA1&hl=ru&source=gbs_selected_pages&cad=3#v=onepage&q&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 72-78

Пьер Кост (Pierre Coste, 1668-1747)
Пьер Кост (Pierre Coste, 1668-1747) – французский теолог, переводчик, издатель. Первая работа Коста вышла анонимно и называлась: Cours entier de philosophie, ou système général selon les principes de M. Descartes, contenant la logique, la métaphysique, la physique, et la morale. Dernière édition, enrichie d’un très grand nombre de figures, et augmentée d’un Discours sur la philosophie ancienne et moderne, où l’on fait en abrégé l’histoire de cette science (Amsterdam: aux dépens des Huguetan, 1691); к третьему изданию этого труда в качестве введения была добавлена краткая история философии. Автор определяет пределы и цели своей историографической работы следующим образом: не пытаться написать всю историю философии, а дать общее представление о позициях и мнениях каждого философа или философского направления, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой. Особенностью этой небольшой работы является противопоставление античной и современной философии (17 века), и автор с самого начала принимает сторону современных мыслителей, особенно картезианцев, завуалировано полемизируя с работой Р.Рапена Réflexions sur la philosophie, в которой философия Платона и Аристотеля названа венцом человеческой мысли. Напротив, Кост понимает философию как постоянно развивающуюся науку, которая совершенствуется благодаря новым открытиям, интуициям и опыту, и естественно, что современные философы превосходят древних. Предшествующая философия может быть полезна в познании, если решительно отвергать то, что было ошибочно в теориях прошлого, и принимать то, что было разумно. Ключом к прогрессу в философии является использование различных методов, основанных на разуме, а не на авторитете; здесь Кост верен философскому и научному климату 17 столетия, в частности, картезианству, проявляя особенный интерес к методу философствования представителей разных школ. Несмотря на краткость этой работы, она имеет важное значение как выражение историко-философской позиции картезианства.

Источники: Cours entier de philosophie, ou système général selon les principes de M. Descartes, contenant la logique, la métaphysique, la physique, et la morale. Amsterdam, 1691 URL: https://books.google.ru/books?id=7TI_AAAAcAAJ&pg=PA269&dq=Pierre+Coste+Cours+entier+de+philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwipl5zI1bHkAhXrxMQBHZSuAB4Q6AEIUDAF#v=onepage&q=Pierre%20Coste%20Cours%20entier%20de%20philosophie&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 78-88

Эдмон Пуршо (Edmond Pourchot, 1651-1734)
Эдмон Пуршо (Edmond Pourchot, 1651-1734) был одним из наиболее известных преподавателей философии в Парижском университете в XVII веке. Результаты его долгой преподавательской карьеры были собраны в учебник Institutio philosophica ad faciliorem veterum ac recentiorum philosophorum lectionem comparata (Paris, 1695), который в дальнейшем был усовершенствован автором и переиздавался несколько раз с измененным названием Institutiones philosophicae [. . .] (Paris, 1700; Lyon, 1711, 1716–1717, 1733; Paris, 1733). Пуршо не делает никаких теоретических наблюдений в области истории философии и ограничивается схематичным изложением истории философских школ (secta), в частности, биографическими сведениями о главных авторах и существенными фактами. В данном пособии история философии играет лишь вспомогательную роль введения в систематическое изучение философии и дает студенту исторические рамки существования школ и направлений, которые следовали друг за другом в ходе истории. Автор делит историю философии на три периода: до-греческая, греко-римская и средневековая и современная. Пуршо явно выступает против позиции Диогена Лаэртского, полагающего Древнюю Грецию местом рождения философии, и устанавливает длящуюся традицию и связь между Авраамом, древними египтянами, финикийцами и греками. Автор также замечает, что механическая философия, развиваемая многими современными ему мыслителями, имеет своим истоком теории Демокрита и Эпикура. Этот краткий очерк имеет большое значение, так как, во-первых, это был первый случай добавления истории философии в качестве введения в учебник Французского университета, а во-вторых, работа имела большой тираж, и для многих поколений студентов она служила кратким и упорядоченным изложением исторических событий изучаемой ими дисциплины.

Источники: Institutiones philosophicae ad faciliorem veterum ac recentiorum philosophorum lectionem comparata. 1715

URL: https://books.google.ru/books?id=6nzoN5vNpeYC&pg=PP7&dq=Institutiones+philosophicae+ad+faciliorem+veterum+ac+recentiorum+philosophorum+lectionem+comparata&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiZu_iq2LHkAhXb4KYKHbX0AMYQ6AEIPTAC#v=onepage&q=Institutiones%20philosophicae%20ad%20faciliorem%20veterum%20ac%20recentiorum%20philosophorum%20lectionem%20comparata&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 88-91

Пьер Бейль (Pierre Bayle, 1647-1706)
Пьер Бейль (Pierre Bayle, 1647-1706) — французский философ, публицист, представитель скептицизма. Основное произведение Бейля — «Исторический и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique, t. 1–2, 1695–97; рус. пер., т. 1–2. M., 1968). Этот труд, статьи которого посвящены мыслителям, философам, богословам разного времени, а также библейским персонажам, пользовался популярностью у современников и многократно переиздавался. В своей работе Бейль, ставящий перед собой задачу восстановить историческую истину, не только попытался исправить многочисленные ошибки авторов предшествующих словарей, но и ярко выразил собственные философские взгляды, в основе которых — античный скептицизм (пирронизм), а также значительное влияние идей М. Монтеня, Б. Паскаля, Р. Декарта. Скептицизм Бейля выражается в форме конструктивной и последовательной критической рефлексии, направленной на поиск истины и на освобождение знания от заблуждений и противоречий с помощью «естественного света» всеобщего разума, присущего каждому человеку. Бейль подчеркивает, что при должном изучении и критической оценке истины из области истории могут быть так же достоверны, как математические истины.

Источники: Bayle P. Dictionnaire historique et critique ([Reprod.]), Rotterdam, 1697. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k50432q/f2771.image.r=Bayle%20Pierre%20Dictionnaire; Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2 т. М., 1968;

Литература: Богуславский В.М. Пьер Бейль. М. 1995.;  Labrousse E. Pierre Bayle: hétérodoxie et rigorisme. Paris, 1996; Ryan T. Pierre Bayle’s Cartesian Metaphysics: Rediscovering Early Modern Philosophy (Routledge Studies in Seventeenth-Century Philosophy). New York, London: Routledge. 2009

URL: https://books.google.ru/books?id=GdGTAgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

ПьерДаниэль Юэ  (Pierre-Daniel Huet, 1630-1721)
Пьер-Даниэль Юэ  (Pierre-Daniel Huet, 1630-1721) – французский философ и теолог, эрудит. Написал  множество литературных и исторических трудов на различные темы; в области истории религии, теологии и философии опубликовал методологическую работу De interpretatione (Paris, 1661), а также такие значительные работы, как Demonstratio evangelica (Paris, 1679); Censura philosophiae Cartesianae (Paris, 1689); Alnetanae quaestiones de concordia rationis et fidei (Paris, 1690);  Traité philosophique de la foiblesse de l’esprit humain (Paris, 1722, опубликована посмертно). Ни одна из этих работ не посвящена истории философии напрямую, но все они содержат значительные соображения автора о данном предмете. Юэ утверждает, что природа философии – сомнение; «метод сомнения», скепсис и отсутствие спешки – вот единственный способ избежать заблуждений и ошибок в познании. По убеждению автора, история философии, несмотря на всё разнообразие доктрин и мнений, может быть объединена общим для всех философов осознанием сокрытости Истины, а также своего невежества, незнания и темноты, в который погружен человеческий интеллект. Данная позиция Юэ отражена в работе Traité philosophique в историко-философском обзоре (гл. XIV), целью которого стало показать «непрерывность» в истории философии скептического или хотя бы критического отношения философов как особого «закона сомнения». Автор пытается определить ключевые фигуры, которые повлияли на развитие данного подхода, и находит скептические высказывания практически у всех ведущих философов Античности; иногда это приводит к выхватыванию из контекста «нужных» цитат тех философов, которые фактически не принадлежали к скептическому направлению; в связи с этим работа Юэ неоднократно подвергалась критике.

Источники: Traité philosophique de la foiblesse de l’esprit humain. London (Londres), 1741.  URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k649250.r=Pierre-Daniel%20Huet?rk=42918;4

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 139-148; Rapetti E. Pierre Daniel Huet: erudizione, filosofia, apologetica. — Milano, 1999.

URL: https://books.google.it/books?id=j-hGi_aS1koC&printsec=frontcover&dq=pierre+daniel+huet&hl=it&sa=X&ei=P2m4UIWEL9KK4gSyt4HYBg&sqi=2#v=onepage&q=pierre%20daniel%20huet&f=false

Франсуа Фенелон (François Fénelon, 1651–1715)
Франсуа Фенелон (François Fénelon, 1651–1715) – французский философ, писатель. Обширное наследие Фенелона, среди прочего, включает педагогические и литературные труды, а также работы по философии и теологии. В области истории философии интересна работа, которая вышла посмертно под заголовком Abrégé des vies des anciens philosophes, avec un recueil de leurs plus belles maximes, par M.D.F. (Paris, 1726). Эта книга в хронологическом порядке описывает жизнь 26 философов от Фалеса до стоиков, причем цель автора заключается не в том, чтобы проследить развитие истории философии, а в том, чтобы представить серию «портретов» античных философов и соотнести их жизнь и поведение с их доктринами и моральными учениями. Схема биографических описаний повторяет и во многом имеет источником знаменитый труд Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; биографии снабжены большим количеством анекдотов, написаны простым, увлекательным языком и преследуют просветительские и образовательные цели. Несмотря на то, что эта работа Фенелона лишена каких-либо теоретических построений в области истории философии, она важна как проявление популярного литературно-исторического жанра, описывающего жизни мудрецов с примерами самых значительных и поучительных цитат из их трудов.

Источники: Abrégé des vies des anciens philosophes, avec un recueil de leurs plus belles maximes, par M.D.F. Paris, 1740

URL: https://books.google.ru/books?id=EmW3Uv_jpkIC&pg=PP5&dq=Abrégé+des+vies+des+anciens+philosophes,+avec+un+recueil+de+leurs+plus+belles+maximes,+par+M.D.F.&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjertnmurTkAhVNY5oKHTn4CK0Q6AEIMjAB#v=onepage&q=Abrégé%20des%20vies%20des%20anciens%20philosophes%2C%20avec%20un%20recueil%20de%20leurs%20plus%20belles%20maximes%2C%20par%20M.D.F.&f=false

Литература: Gore J.L. Lʼitinéraire de Fénelon: humanisme et spiritualité. P., 1957; Gouhier H. Fénélon philosophe. P., 1977. Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 148-151; Simon, Monica. Fénelon platonicien? Etude historique, phylosophique et littéraire. Munster, 2005;  Кротов А. А. Фенелон и Мальбранш: две тенденции религиозной философии XVII века // Историко-философский ежегодник 2009 / Ин-т философии РАН. — М. : Наука, 2010.

Дюпон-Бетрис (Dupont-Betris)
Дюпон-Бетрис (Dupont-Betris) —  о данном писателе нет никакой биографической информации; подпись «Du Pont Bertris» поставлена в нижней части посвятительной надписи, предшествующей анонимной работе Éloges et caractères des philosophes les plus célèbres (Paris, 1726). Работа начинается стихотворения-послания на латыни в стиле Горация, а далее следует Avertissement — разъяснение автора, где он представляет свою работу как добавление к труду Фенелона Abrégé des vies des anciens philosophes, avec un recueil de leurs plus belles maximes par M.D.F. (1726), которая посвящена жизнеописаниям античных философов. Дюпон-Бетрис написал «продолжение» данной книги, представляя преемников античных мыслителей, а именно, 15 выбранных им персонажей разных времен: Древний Рим, Средние века, Возрождение, современность. По мнению Дюпона, разделению всей истории философии на три основные эпохи (античная, средневековая и современная) соответствует последовательное развитие этики, логики и метафизики, и физики. В размышлениях автора мы находим отклик культурной ориентации раннего Просвещения: подчеркивается связь математических наук и философии; основное внимание уделено вопросам разума, морали и общественной пользы; работа носит популистский характер; постулируется отказ от предрассудков. Дюпон высказывается против исторических предрассудков, призывая не ориентироваться на авторитеты и устоявшиеся суждения, а стремиться обращаться непосредственно к идеям философов-предшественников. Кроме того, говорит он, в исторических и философских изысканиях необходим «разумный» подход,  предполагающий умеренность и баланс, а не страсть, чрезмерную энергичность и спешку, которые порождают предвзятость. Хотя Дюпон стремился «продолжить» труд Фенелона, он изменил традиционный жанр жизнеописаний, представляя каждого писателя через его «гений» (esprit), характер (coeur) и труды, при этом сократив до минимума биографический элемент.

Источники: Éloges et caractères des philosophes les plus célèbres. Paris, 1726. URL:  https://books.google.ru/books?id=DvviYE-bk40C&pg=PT1&dq=%C3%89loges+et+caract%C3%A8res+des+philosophes+les+plus+c%C3%A9l%C3%A8bres&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi24PCivbTkAhVAw8QBHQc2AL4Q6AEIKTAA#v=onepage&q=%C3%89loges%20et%20caract%C3%A8res%20des%20philosophes%20les%20plus%20c%C3%A9l%C3%A8bres&f=false

Ресурсы: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 151-157

Жан Левек де Буриньи (Jean Lévesque de Burigny, 1692–1785)
Жан Левек де Буриньи (Jean Lévesque de Burigny, 1692–1785) — французский историк, переводчик. Помимо многочисленных исторических трудов, написал интересную с точки зрения истории философии работу Histoire de la philosophie païenne, ou Sentimens des philosophes et des peuples païens les plus célèbres sur Dieu, sur l’âme et sur les devoirs de l’homme (The Hague, 1724). Через 30 лет было выпущено второе издание, значительно пересмотренное и расширенное, под другим названием: Théologie payenne, ou Sentimens des philosophes et des peuples payens les plus célèbres, sur Dieu, sur l’âme et sur les devoirs de l’homme (Paris, 1754). Автор определяет своей целью беспристрастно процитировать как истины, так и ошибочные суждения древних, без малейшего намерения оправдать их. Буриньи критически отмечает, что многие его предшественники, исследующие и трактующие античных авторов, зачастую представляют древних в ложном свете, стремясь во что бы то ни стало сделать из них предтеч христианства. При этом в Предисловии автор четко различает общую историю философии, в которой к тому времени утвердился доксографический подход, и «языческую теологию», которую и исследует автор.

Источники: Théologie payenne, ou Sentimens des philosophes et des peuples payens les plus célèbres, sur Dieu, sur l’âme et sur les devoirs de l’homme. Paris, 1754. URL:  https://books.google.ru/books?id=KAE-AAAAcAAJ&pg=PR47&lpg=PR47&dq=Th%C3%A9ologie+payenne,+ou+Sentimens+des+philosophes+et+des+peuples+payens+les+plus+c%C3%A9l%C3%A8bres,+sur+Dieu,+sur+l%E2%80%99%C3%A2me+et+sur+les+devoirs+de+l%E2%80%99homme&source=bl&ots=UdzmQ45zO9&sig=ACfU3U38JswRz2sthIqkxDKGYrfRMlzuDg&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjn49qs3bTkAhWwpIsKHdeoBn0Q6AEwCHoECAkQAQ#v=onepage&q&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 157-166

ГилбертШарль де СентОбен (Gilbert-Charles Le Gendre de Saint-Aubin, 1688–1746)
Гилберт-Шарль де Сент-Обен (Gilbert-Charles Le Gendre de Saint-Aubin, 1688–1746) — французский историк. Среди ряда написанных им исторических трудов выделяется Traité de l’opinion, ou Mémoires pour servir à l’histoire de l’esprit humain (Paris, 1733) — масштабное исследование, многократно переизданное, включающее в себя 6 частей: I: Des belles lettres et de l’histoire; II: Histoire de la philosophie; III: Histoire de la métaphysique; IV: Histoire des sciences qui ont des objets corporels; V: De la politique; VI: De la morale; во второй части дано описание исторического развития философии.  Уникальность данной работы состоит в том, что автор ставит своей целью во всей полноте передать историю развития человеческого духа и знания, а следовательно, написать историю не только истинных знаний, но и историю «мнений», заблуждений,  историю «профанных наук» и искусств, которые неизбежно присутствовали на всех этапах развития человека. Понимая невозможность охватить столь обширный предмет, автор определяет жанр работы как серию «мемуаров» (mémoires). По мнению Сент-Обена, философия играет двоякую роль в истории: с одной стороны, она повлияла на развитие общества; с другой, она же всегда была источником ошибок и противоречий, порождая множество школ и учений. Вследствие такого понимания философии, автор выбирает эклектический подход как наилучший, вбирающий в себя самые значительные идеи из каждого направления, а также всецело подчиняющийся религиозным догматам. Сент-Обен отождествляет начало истории философии с появлением первого человека (Адам обладал Знанием о природе), и разделяет историческое развитие философии на три периода: до-греческая философия, греческая (различные школы) и «современная» философия, которая включает в себя мыслителей, живших после Христа, от Плутарха и Эпикура до философов 17 века. Автор критически оценивает мысль древних, отдавая предпочтение современной философии, в которой царит методический дух и ясность гораздо большая, чем у античных авторов.

Источники: Traité de l’opinion, ou Mémoires pour servir à l’histoire de l’esprit humain. Venice, 1735

URL: https://books.google.ru/books?id=qiQ_AAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. II: From the Cartesian Age to Brucker / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2011. p. 166-177; Tedeschi P. Saint-Aubin et son œuvre, prémices du̓ne science de lo̓pinion. Paris, 1968.

Андре Франсуа БуроДеланд (André-François Boureau-Deslandes, 1689-1757)
Андре Франсуа Буро-Деланд (André-François Boureau-Deslandes, 1689-1757) — французский писатель и философ-скептик. Проявил себя во многих областях науки; его перу принадлежат труды по философии («De la certitude des connaissances humaines», Лондон, 1741), политике, морали («Traité sur les différents dégrez de la certitude morale», Париж, 1750; «Pigmalion ou la statue animée», Лондон, 1741; «Lettre sur le luxe», Франкфурт, 1745; «L’apotheose du beau-sexe»), морскому делу, путешествиям, истории. Деланд написал очень популярное и неоднократно переизданное сочинение под названием «Размышления о великих людях, умерших при курьезных обстоятельствах» («Réflexions sur grand hommes qui sont morts en plaisantant», 1732), представляющее собой сборник исторических анекдотов. В 1724 г. в Лондоне вышла в английском переводе его книга «Искусство сохранять спокойствие и быть приятным и непринужденным во всякое время и во всяком месте» («L’art de ne point s’ennuyer», Париж, 1715; англ. пер. – «The art of being easy at all times, and in all places»). Деланда нельзя назвать профессиональным историком: его интересовало многое, в том числе, философская проблематика. Однако, его главный труд —  трехтомная «Критическая История философии» («Histoire critique de la philosophie», 1737) — стал первой подробной и систематизированной историей философии, написанной на французском языке. Полное название работы:  «Критическая история философии, в которой трактуется о ее происхождении, ее достижениях и различных переменах, с ней происходивших вплоть до нашего времени». По мысли Деланда, развитие философии отражает историю человеческого разума, а история философии рассматривает разум в самом возвышенном его применении. Неизменное наличие и столкновение противоречивых суждений и различных мнений способствует постоянному движению философии, причем суждения ложные или не способные прояснить новые факты естественным образом отбрасываются; автор приходит к мысли о том, что существование философии было бы невозможно без конфронтации и противоборства мудрецов. Главное для историка философии, по Деланду, — изучать человеческие мысли во всем их разнообразии, при этом находя между ними тонкие связи и отношения, «разбирать изумительное скопление истины и заблуждения, сохранившееся до нашего времени». Автор «Критической истории философии» избрал для себя следующие правила в проведении историко-философского исследования: соотносить всякую систему с интеллектуальной ситуацией ее века; оставлять в стороне все подробности, детали, не способствующие раскрытию сущности того или иного учения; не смешивать древнюю и новую философию, помещая каждую в свойственные ей границы. Деланд критикует своих предшественников, выделяя три основных подхода к освещению истории философии, которые, по его мнению, бесполезны и не способны привнести в философию нечто новое: с одной стороны, это путь компиляторов, не способных критически отбирать материал; с другой — биографов, которые придают неоправданно много внимания судьбам, поступкам мудрецов; с третьей, «примирителей» древней и новой философии, которые стремятся создать синтез различных учений, тем самым неизбежно искажая их содержание.      Источники: L’Histoire critique de la philosophie ou l’on traite de son origine, de ses progrès et des diverses révolutions qui lui sont arrivées jusqu’à notre temps. Amsterdam, 1737. T. 1–3.

URL: https://books.google.ru/books?id=f3ySTBpJUvAC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

Литература: Braun L. Histoire de l’histoire de la philosophie, Paris, Ophys, 1973, p. 144-152; Bréhier E. Histoire de la philosophie. P., 2004; Geissler R. Die Entstehung einer kritischen Philosophiegeschichte in der französischen Aufklärung: Boureau-Deslandes, Histoire critique de la philosophie, Neue Beiträge zur Literatur der Aufklärung, Berlin, 1964, p. 59-74; Macary J. Masque et lumières au XVIIIe: André-François Deslandes, «citoyen et philosophe,» 1689-1757. La Haye: M.Nijhoff, 1975; Mastrogiacomo E. Libertinage et Lumières : André-François Boureau-Deslandes, 1689-1757. P.: . Champion, 2015; Кротов А.А. У истоков историко-философских исследований во Франции // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2016. №1. С. 21-34

Александр Саверьен (Alexandre Savérien, 1720-1805)
Александр Саверьен (Alexandre Savérien, 1720-1805) — французский писатель, философ, математик, морской инженер, автор нескольких работ по вопросам мореплавания и кораблестроения. В рамках своего первоначального замысла создать общую историю человеческого духа (esprit humain) написал две работы, посвященные «истории философов»: Histoire des philosophes modernes etc. (Paris, переиздавалась в течение 1760-1773 гг.) и Histoire des philosophes anciens jusqu’ à la Renaissance des Lettres (Paris: Lacombe, 1770–1772). По мысли Саверьена, история философии должна пониматься как совокупность историй широкого круга «философских дисциплин». Он предлагает свою классификацию этих наук, а также иерархию философов «по классам», где на первом месте стоят «метафизики»,  за ними следуют «реставраторы наук», обладающие мудростью и обширными знаниями для того, чтобы иметь возможность понять и объяснить философию прошлого; это и есть историки философии. За ними следуют математики, физики и «натуралисты», также являющиеся философами в широком смысле. Мыслитель придерживается позиции прогресса в философии, подразделяя ее историю на «возраста»: от древности к современности, философия развивается и усложняется. Саверьен примыкает к современным течениям в философии и науке, призывая с сомнением относиться к непогрешимости авторитета и превосходства древних над современными исследователями; он говорит о необходимости написать современную историю философии. В качестве метода истории философии С. предлагает представлять истории философских дисциплин не автономно, а описывать теории, открытия и споры сразу во всех областях познания.

Источники: Histoire des philosophes modernes etc. Paris, 1761

URL: https://books.google.ru/books?id=2GENiBlT9NwC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false; Histoire des philosophes anciens jusqu’ à la Renaissance des Lettres. Paris, 1772

URL: https://books.google.ru/books?id=7aYPAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=Histoire+des+philosophes+anciens+jusqu%E2%80%99+%C3%A0+la+Renaissance+des+Lettres&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjcmcX5sODkAhUStIsKHaRiCU4Q6AEIMjAB#v=onepage&q=Histoire%20des%20philosophes%20anciens%20jusqu%E2%80%99%20%C3%A0%20la%20Renaissance%20des%20Lettres&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. III: The Second Enlightenment and the Kantian Age / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2015. p. 98-115

Шарль  Баттё (Charles Batteux, 1713–1780)
Шарль  Баттё (Charles Batteux, 1713–1780) — французский аббат, эстетик, философ, педагог. С 1761 член Французской академии. Перу Баттё принадлежат эстетические трактаты:  Les beaux arts reduits à un même principe (Изящные искусства, сведенные к единому принципу, 1746), а также Cours de belles-lettres ou Principes de la littérature  (Курс изящной словесности, 1747-48), в которых автор развивал идеи классицизма, исходя из аристотелевской идеи подражания как основного принципа искусства. Эстетические теории долго господствовали в Германии, пока Винкельман и Лессинг, а позже Гердер, Шиллер и друг. не дали иных эстетических принципов; тем не менее, Баттё по праву считается отцом современной эстетики. Среди историко-философских работ мыслителя —  La morale d’Épicure tirée de ses propres écrits (1758) и  Histoire des causes premières ou Exposition sommaire des pensées des philosophes sur les principes des êtres  (1769); однако, его теория истории философии в том числе рассеяна по другим работам. Баттё придерживается мысли о близости всех философских систем и исходит из следующих установок: во-первых, объект философского исследования в древности не отличался от объекта современных исследований — целью был и остается поиск причин различных явлений; во-вторых, древние философы использовали те же естественные инструменты, что и находятся в распоряжении современных, и именно: чувства, идеи и рассуждения; наконец, у них были те же источники мотивации и страсти, побуждающие их исследовать — слава и любопытство, интерес. Всё это объединяет всех философов и философские школы всех времен. Также Баттё замечает, что историк философии, исследующий древность, всегда вынужден работать лишь с фрагментами, поэтому он неизбежно обращается к самому себе, наблюдает за Природой, соотносит мнение древнего мудреца с наблюдениями современных авторов: «В отрывках, где их текст ясен, это текст, который объясняет Природу; в отрывках, где текст неясен, Природа объясняет текст». Тем самым мыслитель задается вопросом об отношениях «текста» и «Природы», о возможности рассуждать об исторических фактах, исторических ошибках и исторической правде. Разделяя идеалы Просвещения, Баттё убежден, что цель изучения философии прошлого — достичь лучшего понимания природы человека и его пределов. Он исключает возможность прогресса в истории метафизики.

Источники: Histoire des causes premières, ou Exposition sommaire des pensées des philosophes sur les principes des êtres, P., 1769.

URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k94210n.texteImage; De la construction oratoire, P., 1763; La morale d’Е́picure, P., 1758; Les quatre poétiques d’Aristote, d’Horace, de Vida, de Despréaux, v. 1–2, P.. 1771; Начальныя правила словесности г. аббата Баттё, профессора королевскаго, Академии французской и Академии надписей и изящных наук Т. 1-4 : в 4 т. / перевел с французскаго и прибавлениями умножил Императорскаго Московскаго университета кандидат Дмитрий Облеухов. М.: в университетской типографии, 1806.

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. III: The Second Enlightenment and

the Kantian Age / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2015. p. 115-137; Машкин А. П., Эстетическая теория Батте и лирика Державина, Каз., 1916; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 376—89.

Франсуа Андре Адриен Плуке (André-Adrien Pluquet, 1716–1790)
Франсуа Андре Адриен Плуке (André-Adrien Pluquet, 1716–1790) — французский теолог и философ. Одной из главных его работ является Examen du Fatalisme ou exposition et réfutation des différents systèmes de fatalisme (etc.), которая была анонимно издана в Париже в 1757 г. и представляет собой исторический и критический анализ фатализма (детерминизма) в трех томах, причем первый том посвящен общей истории философии. Появление фатализма совпадает, по мнению автора, с зарождением древней философии, которая есть набор поэтических предрассудков и ошибок, так как античные мудрецы еще не знали откровения и были ограничены только обращением к своим чувствам, к природе и наблюдением за ней.

Источники: Examen Du Fatalisme, Ou Exposition & Refutation Des Différents Systèmes de Fatalisme Qui Ont Partagé Les Philosophes Sur l’Origine Du Monde: Sur La Nat. Creative Media Partners, LLC, 2018;

Examen du Fatalisme ou exposition et réfutation des différents systèmes de fatalisme. 1757, V.2

URL: https://books.google.ru/books?id=HHcxP_CxXOMC&printsec=frontcover&dq=Examen+du+Fatalisme+ou+exposition+et+r%C3%A9futation+des+diff%C3%A9rents+syst%C3%A8mes+de+fatalisme&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiis7uuwODkAhXrkIsKHeWTBhMQ6AEIRzAD#v=onepage&q=Examen%20du%20Fatalisme%20ou%20exposition%20et%20r%C3%A9futation%20des%20diff%C3%A9rents%20syst%C3%A8mes%20de%20fatalisme&f=false; Examen du Fatalisme ou exposition et réfutation des différents systèmes de fatalisme. 1757, V.3

URL: https://books.google.ru/books?id=uABdAAAAcAAJ&pg=PA449&dq=Examen+du+Fatalisme+ou+exposition+et+r%C3%A9futation+des+diff%C3%A9rents+syst%C3%A8mes+de+fatalisme&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiis7uuwODkAhXrkIsKHeWTBhMQ6AEITjAE#v=onepage&q=Examen%20du%20Fatalisme%20ou%20exposition%20et%20r%C3%A9futation%20des%20diff%C3%A9rents%20syst%C3%A8mes%20de%20fatalisme&f=false

Литература: Coleman P. The Enlightened Orthodoxy of the Abbé Pluquet. In: Laursen J.C. (eds) Histories of Heresy in Early Modern Europe. Palgrave Macmillan, New York, 2002. Models of the History of Philosophy: Vol. III: The Second Enlightenment and the Kantian Age / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2015. p.200-213

Ришар Жерар де Бюри (Richard Girard de Bury, 1730–1794)
Ришар Жирар де Бюри (Richard Girard de Bury, 1730–1794) — французский юрист, публицист, историк философии. В области истории философии написал работу Histoire abrégée des philosophes et des femmes célèbres (Paris, 1773), которая представляет собой серию «жизнеописаний» философов в духе классического труда Диогена Лаэртского. Кроме того, де Бюри включает в повествование около 70  женщин, . Автор посвящает свою книгу не искушенным читателям-ученым, а молодому поколению и всем, кто только вступил на тропу обучения; поэтому, работа носит скорее популярный, воспитательный характер, чем научный. Более того, автор стоит на позициях  христианской апологетики, поэтому, с одной стороны, открыто критикует современных ему антирелигиозных философов, а с другой стремится выявить «ошибки» в учениях древних философов, не знающих еще Откровения, но доктрины которых, тем не менее, остаются «прекрасными уроками добродетели и высокой нравственности».

Источники: Histoire abrégée des philosophes et des femmes célèbres. Paris, 1773. URL:  https://books.google.ru/books?id=O6gPAAAAQAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

Литература: Models of the History of Philosophy: Vol. III: The Second Enlightenment and the Kantian Age / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2015. p. 213-222

БонФрансуа Ривьер, Аббат Пельвер (Bon-François Rivière (Abbé Pelvert)
Бон-Франсуа Ривьер, Аббат Пельвер (Bon-François Rivière (Abbé Pelvert), 1714–1781) — французский богослов и философ, написавший в области истории философии значительный труд  Exposition succincte et comparaison de la doctrine des anciens et des nouveaux philosophes (Paris, 1787), в котором изложил и сравнил учения древних и новых философов. Автор стоит на позиции христианской апологетики и  выступает против как «ошибочных» учений античных философов, еще не познавших Откровения, так и современных ему деистических и атеистическо-материалистических доктрин, которые, по его мнению, лишь усугубили «ошибки» и противоречия философии прошлого. В своем историко-философском исследовании Ривьер предлагает выйти за рамки современной философской перспективы и критически проследить развитие всей человеческой мысли, сравнивая различные мнения и взгляды. История философии тем самым становится практическим инструментом в работе Ривьера. Особенностью данного труда является последовательная критика предшествующей традиции изложения истории философии, в которой историк философии стремится «примирить» языческую античную философию и христианские догматы, находя истоки последних в философских учениях древних; Ривьер четко разграничивает философию и богословие.

Источники: Exposition succincte et comparaison de la doctrine des anciens et des nouveaux philosophes. Paris, 1787. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k68208f.texteImage

Литература: François Xavier de Feller. Pelvert / Supplément au dictionnaire historique… Paris. 1819. p. 349. URL:

https://books.google.ru/books?id=rgoQuqYRiqYC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false;  Models of the History of Philosophy: Vol. III: The Second Enlightenment and the Kantian Age / ed. by G.Piaia, G.Santinello. Springer. 2015. p. 222-236

ЖозефМари Дежерандо (Joseph-Marie de Gérando/Degérando, 1772-1842)
Жозеф-Мари Дежерандо (Joseph-Marie de Gérando/Degérando, 1772-1842) — французский педагог, историк философии и философ, общественный деятель. За свою жизнь написал множество научных трудов в различных областях знания, считается одним из основоположников антропологии.  Главный труд по истории философии — «Histoire comparée des systèmes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines» (1804, в 3-х томах; 2-oe изд. — 1822-23 гг. в 4-х томах). Дежерандо — один из первых историков философии Франции, который выдвинул концепцию историко-философского процесса и предложил использовать научный подход к исследованию философских доктрин. Он полагал, что главной метафизической проблемой, вокруг которой в разные эпохи образовывались философские системы, является вопрос о происхождении человеческих знаний. Задача истории философии, тем самым, — тщательно отбирать и классифицировать факты —  идеи различных школ, сравнивать их и затем оценивать, какие теоретические позиции имеют будущее и лучше всего отвечают последовательному развитию человеческого ума. Для решения данной задачи целесообразно обратиться к методам наук, уже добившихся несомненных успехов. Особое внимание Дежерандо уделял фигуре историка философии: он не должен принимать за истинную ту или иную систему, подчиняя все прочие ей, но так же не может исходить из позиции «абсолютной беспристрастности». По мысли Д., историку философии необходимо иметь замысел изложить бесспорные факты, как если бы он был чужд всякому мнению, а затем уже установить мнение, согласно одному лишь свидетельству фактов. Дежерандо был убежден, что тщательное изучение и сравнение философских систем в ходе обзора их истории может не только выявить общий закон их развития, но и привести к созданию истинной теории происхождения человеческих знаний.

http://az.lib.ru/d/dezherando_zhozefmari/text_1893_about.shtml

Источники: Histoire comparée des systèmes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines, V.1 Paris, 1822  https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k80342c/f15.image.texteImage; Rapport historique sur les progrès de la philosophie, 1808.  https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6472075f.texteImage

Литература: G. Berlia, Gérando, sa vie, son oeuvre, Paris, 1942; Кротов А.А. Принципы историко-философского анализа в интерпретации школы «идеологов» (Дежерандо) // История философии. 2017. Т.22. №1. С. 5-14

Фердинанд Алкье (Alquié Ferdinand, 1906-1985)
Фердинанд Алкье (Alquié Ferdinand, 1906-1985) — французский философ и историк философии. Алкье размышляет о философии как о вневременном стремлении человеческого «пылкого разума» к Бытию, отличному от мира физических объектов, тягой к универсальному, вечному. По мнению Алкье, философские произведения не ограничиваются только лишь определенными «моментами» истории, в которые они были написаны, а ведут диалог сквозь века с другими философскими концепциями, становясь благодаря историкам философии единым пространством философского мышления о Бытии. Тем самым Алкье отрицает зависимость философии от исторического процесса и ее предопределенность им. При этом обращение к истории философии совершенно необходимо для понимания отдельных философских текстов или систем. Целью истории философии является обнаружение и высвобождение вневременной истины из того или иного философского учения и объединение разрозненных философских концепций. .

Источники:

La nostalgie de l’être, Paris, puf, 1950, rééd. 1973; Alquié F. Intention et déterminations dans la genèse de l`oeuvre philosophique // Revue de l`université de Bruxelles. 1973. № 3—4. Р. 296—310; Alquié F. La découverte métaphysique de l`homme chez Descartes. P., PUF. 2000. 384 p; Alquié F. Qu`est-ce que comprendre un philosophe. P., La Table Ronde. 2005. 95 p.

Литература: Вдовина И.С. Фердинан Алькье / Философы Франции: словарь / под. общ. ред. И.И.Брауберг. М. 2008.; Кротов А.А. Как правильно читать философское произведение? (О концепции Фердинанда Алкье) / Ценности и смыслы. 2016. с.6-15