Христиан Томазий (Christian Thomasius, 1655-1728)
Христиан Томазий (Thomasius Christian, 1655-1728) – немецкий философ и юрист, историк философии. Являлся первым немецким философом, выступившим с лекциями и работами на немецком языке. Историко-философская работа Хр. Томазия имела полемический характер и была направлена на преодоление сложившегося академического порядка. Одной из наиболее важных работ Хр. Томазия было Einleitung zu der Vernunfft—Lehre. История философии, по мысли Томазия, является именно той наукой, что способна выступить действенным орудием против догматизма официальной культуры. Действительное изучении истории невозможно без критического сомнения, а потому изучение истории философии не только открывает нам истоки всех современных течений, но и позволяет воспринимать их критически, а не догматически. Вместе с тем, изучать историю философии полезно не только профессиональным философам – она связана и с областью права, и с теологией. Важнейшей идеей Томазия является идея эклектического метода в истории философии как средства от догматизма схоластики: вместо одной, неизменной, вечной философии, возможна философия постоянно изменяющаяся в ходе своего прогресса.
Источники: Thomasius C. Einleitung zu der Vernunfft-Lehre, Halle (Saale), 1691.https://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb11273965_00001.html ; Thomasius C. Introductio ad philosophiam aulicam Officina libraria rengeriana, 1702 https://books.google.ru/books?id=_m5UyJ7sVJsC&printsec=frontcover&redir_esc=y&hl=ru#v=onepage&q&f=false; Thomasius C. Von nachahmung der Franzosen, Stuggart 1687 https://archive.org/details/vonnachahmungde00thomgoog/page/n6
Литература: Ernst Bloch: Christian Thomasius, ein deutscher Gelehrter ohne Misere. Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1968; Gerhard Simson: Christian Thomasius. Der Sieger über den Hexenwahn. In: Einer gegen alle. Beck, München, 1972; Max Fleischmann: Christian Thomasius: Leben und Lebenswerk. Scientia, Aalen 1979
Иоганн Вильгельм Цирольд (Joh. Wilhelm Zierold, 1669–1731)
Иоганн Вильгельм Цирольд (Joh. Wilhelm Zierold, 1669–1731) – немецкий теолог. История философии рассматривалась Цирольдом в ее связи с историей церкви. Важной стороной этой истории выступала полемика с догматами схоластики. Согласно Цирольду, истина христианской религии не может основываться на авторитете отдельного человека, тем более, если речь идет о языческих авторах, поэтому Цирольд выступал против столпов официальной академической культуры своего времени – Платона и Аристотеля. Одной из наиболее важных работ Цирольда стало Einleitung zur gründlichen Kirchen—Historie. Сквозь всю совместную историю церкви и философии, он прослеживает конфликт, связанный с тем, что философия (и прежде всего учения Платона и Аристотеля), будучи людским, но не божественным творением, постоянно противопоставляла себя истине христианства. Призвание истории философии он видел в том, чтобы быть полезной людям, поскольку именно история философии открывает перед человеком весь подлинный масштаб противоречивого пути истины христианства в этом мире позволяя увидеть действие божественного Провидения.
Источники: Zierold Joh. Wilhelm Einleitung zur gründlichen Kirchen-Historie, mit der Historia philosophica verknüpfft, darinnen die Krafft des Creutzes Christi, als der einige Grund des wahren Christenthumbs, … vorgestellet wird, Leipzig, Stargard, 1700; Zierold Joh. Wilhelm Analogia fidei, per Exegesin epistolae ad Romanos demonstrata, Stargard, 1719 https://books.google.ru/books?id=UflHAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=inauthor:%22Johann+Wilhelm+Zierold%22&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi-v6vFxMflAhWgxcQBHQL4DCkQ6AEIKTAA#v=onepage&q&f=false
Литература: Tschackert, Paul. Zierold, Johann Wilhelm. W: Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 45. Leipzig: Duncker & Humblot, 1900, S. 207-208 http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00008403/images/index.html?id=00008403&groesser=&fip=yztsewqeayaenenwxseayayztsxdsyd&no=10&seite=213; Grosses vollständiges Universallexicon aller Wissenschaften und Künste. Bd. 62. Leipzig und Halle: Zedler, 1749, S. 653-660
Бартольд Фейнд (Barthold Feind, 1678–1721)
Бартольд Фейнд (Barthold Feind, 1678–1721) – немецкий поэт, юрист. Будучи автором множества стихотворений, произведений для театра, публицистических работ, Бартольд Фейнд обращается к истории философии с точки зрения популяризации знания среди наиболее широкого круга читателей. На страницах Geöffnete Schaubühne Der Fürnehmsten Welt—Weisen und deren Gesellschafften, Vom Anfange der Welt biß auf gegenwärtige Zeiten знаменитые философы предстают как действительные герои человеческой мысли, несущие в этот мир семена мудрости и знания. Этот текст содержит стихотворное описание развитие множества философских школ от сотворения мира и до наших дней, данное в хронологической последовательности. Стихотворная часть также имеет прозаическое дополнение, замечания, сделанные автором и посвященные различным проблемам истории философии. Будучи пиетистом, Фейнд видел историю философии как, прежде всего, полезную дисциплину. Именно она, указывая человечеству путь к знанию, пробуждая в нем уважение к этому знанию к той работе, результатом которой оно является, должна способствовать достижению подлинного счастья всеми народами.
Источники: Bartholdi F., Jun. Hamburgensis. Geöffnete Schaubühne Der Fürnehmsten Welt-Weisen und deren Gesellschafften, Vom Anfange der Welt biß auf gegenwärtige Zeiten : Jn einem Deutschen Gedichte kürtzlich abgebildet, und mit nöthigen Anmerckungen erkläret. Jena : Ehrich, 1702
Литература: Walter Gordon Marigold: Die politischen Schriften Barthold Feinds. In: Daphnis 13 (1984), S. 477–523; Heinrich Reincke: Feind, Barthold. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 5, Duncker & Humblot, Berlin 1961, S. 60 f.
Иоганн Кристоф Вольф (Johann Christoph Wolf, 1683–1739)
Иоганн Кристоф Вольф (Johann Christoph Wolf, 1683–1739) – немецкий филолог. Исходя из филологической проблематики, центральным пунктом философско-исторической работы Вольфа было стремление к филологически-точной передаче учений древних философов, очищению их текстов от множества наслоившихся в результате различных переводов ошибок и ложных толкований. Одной из наиболее важных работ Вольфа является Bibliotheca hebraica. Вольф также обращается к филологическому комментарию, к исследованию происхождения и значения определенных философских понятий, к изучению исторического контекста их употребления. Изучал происхождение одних философских систем из других. Представил общий обзор истории философии в связи с исследованиями источников древнего и современного манихейства.
Источники: Wolf, Johann Christoph Bibliotheca hebraica. Hamburg 1683. Erw. in 4 Bdn. 1715–23. Forts, von Hermann Friedrich Köcher: Nova Bibliotheca hebraica. 2 Bde. Jena 1783–84.; Wolf, Johann Christoph Manichaeismus ante Manichaeos, et in Christianismo redivivus. Hamburg 1707.1710. Repr. Leipzig 1970.
Литература: Carl Bertheau: Wolf, Johann Christoph. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 44, Duncker & Humblot, Leipzig 1898, S. 545–548 http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00008402/images/index.html?id=00008402&groesser=&fip=yztsewqeayaenenwxseayayztsxdsyd&no=18&seite=547 ; Herbert Jaumann: Handbuch Gelehrtenkultur der Frühen Neuzeit. de Gruyter, Berlin / New York 2004, S. 708.
Иоганн Франц Будде (Joh. Franz Buddeus, 1667–1729)
Иоганн Франц Будде (Joh. Franz Buddeus, 1667–1729) – немецкий теолог и философ. Друг Хр. Томазия, с которым их объединяло критической отношение к официальной академической культуре, антиаристотелевская направленность, обращение к эклектическому методу. Показал теоретическую важность истории философии, не только в ее отношениях с теоретической философией, но и в связи с проблемами теологии. Авто множества историко-философских сочинений, среди которых Analecta historiae philosophicae, Compendium historiae philosophiae ebraicae, а также Introductio ad historiam philosophiae ebraeorum. Согласно Будде, история философии предстает необходимым подготовительным этапом на пути к философии в собственном смысле слова, поскольку знакомит с содержанием философских проблем и развивает способность суждения. Будде рассматривал историю философии как историю философских школ, уделяя больше внимания содержанию их учений, а не библиографическим деталям. Следуя пиетистской традиции, Будде различал теологию и философию, поскольку первая имеет догматическую, а вторая – рациональную основу. Отсюда метод теологии является методом догматическим, в то время как философии – эклектическим и рациональным. Согласно Будде, основатели всех философских школ изначально были философами-эклектиками, однако, их ученики, обращавшиеся к авторитету учителей, постепенно превращали их в догматические авторитеты. Изучение философских систем прошлого, их достижений и ошибок – незаменимая школа для мысли, стремящейся быть критической и способной к собственному изменению.
Источники: Buddeus Johann Franz Analecta historiae philosophicae, 1706 https://books.google.ru/books?id=X-sTAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=Buddeus+Johann+Franz+Analecta+historiae+philosophicae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjw3NiRysflAhWHwqYKHbkiAOwQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Buddeus%20Johann%20Franz%20Analecta%20historiae%20philosophicae& ; Buddeus Johann Franz Compendium historiae philosophiae ebraicae, postume Ausg. 1731; Buddeus Johann Franz Introductio ad historiam philosophiae ebraeorum, Halle, 1702 https://books.google.ru/books?id=1-YGAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Buddeus+Johann+Franz++Introductio+ad+historiam+philosophiae+ebraeorum&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwini7m2ysflAhW9ysQBHd6JDosQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Buddeus%20Johann%20Franz%20%20Introductio%20ad%2
Литература: Kurt Aland: Buddeus, Johann Franz. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 2, Duncker & Humblot, Berlin 1955, S. 715https://daten.digitale-sammlungen.de/0001/bsb00016318/images/index.html?seite=733; Friederike Nüssel: Bund und Versöhnung. Zur Begründung der Dogmatik bei Johann Franz Buddeus. Forschungen zur systematischen und ökumenischen Theologie 77. Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen, 1996; Buddaeus, Joann Francisc. In: Johann Heinrich Zedler: Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschafften und Künste. Band 4, Leipzig 1733, Spalte 1793–1797 https://www.zedler-lexikon.de/index.html?c=blaettern&bandnummer=4&seitenzahl=912
Якоб Фридрих Рейманн (Jacob Friedrich Reimmann, 1668–1743)
Якоб Фридрих Рейманн (Jacob Friedrich Reimmann, 1668–1743) – немецкий филолог, историк философии. Занимался историей логики от начала времен и до современности. Отличительной особенностью работ Рейманна являлся метод изложения при котором история философии представлялась в качестве сводной таблицы, в которой каждый мыслитель занимал соответствующее хронологическое место. Тем самым у читателя появлялась возможность беспристрастно сопоставить не только отдельных мыслителей, но и различные школы и направления. Особую роль здесь играла именно филологическая и историческая точность. В результате история философии (логики) предстала в качестве исторического календаря (Critisirender Geschichts—Calender von der Logica), оставляющего за читателем право собственного истолкования.
Источники: Reimmann Jacob Friedrich Critisirender Geschichts-Calender von der Logica Frankfurt am Main, 1699 https://books.google.ru/books?id=980AAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Reimmann+Jacob+Friedrich+Critisirender+Geschichts-Calender+von+der+Logica&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwihlvyrzMflAhVuysQBHfskDJgQ6AEIKzAA#v=onepage&q=Reimmann%20Jacob%20Friedrich%20Critisirender; Reimmann Jacob Friedrich Historia universalis atheismi Hildesheim, 1725; Reimmann Jacob Friedrich Historia Philophiae Sinensis, 1727
Литература: Theodor Günther, Stefan Jordan: Reimmann, Jacob Friedrich. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 21, Duncker & Humblot, Berlin 2003 https://daten.digitale-sammlungen.de/0001/bsb00016339/images/index.html?seite=353 ; Gerhard Dünnhaupt: Jacob Friedrich Reimmann (1668–1743). In: Personalbibliographien zu den Drucken des Barock, Bd. 5. Hiersemann, Stuttgart, 1991, S. 3284–3304; Martin Mulsow, Helmut Zedelmaier (Hrsg.): Skepsis, Providenz, Polyhistorie. Jakob Friedrich Reimmann (1668–1743), Tübingen: Niemeyer, 1998
Иоганн Якоб Зирбиус (Johann Jakob Syrbius, 1674–1738)
Иоганн Якоб Зирбиус (Johann Jakob Syrbius, 1674–1738) – немецкий философ и теолог. Ученик И.Ф. Будде. Автор Synopsis philosophiae rationalis. Противопоставлял догматические и эклектические методы философского познания. Зирбиус видел в эклектическом методе единственно возможный и необходимый путь философии. Излагая историю логики, стремился к тому, чтобы читатель смог составить объективное представление о различных философских школах, об их достоинствах и недостатках. Принципиальным, согласно Зирбиусу, являлось обращение ко множеству различных школ, которое он противопоставлял догматическому рассмотрению какой-то одной традиции. Главными методологическими ориентирами Зирбиуса выступали объективность и беспристрастность, которая обеспечивается также посредством строго подхода к периодизации, создающей логический каркас истории философии, свободный от произвольной интерпретации.
Источники: Syrbius Johann Jacob Synopsis philosophiae rationalis, Jena, 1716; Syrbius Johann Jacob Diss. de Pythagora intra syndonem noscendo. Jena 1701https://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb10233916_00005.html ; Syrbius Johann Jacob Kurze Anweisung zur Weisheit und allen dahin unmittelbar gehörigen Wissenschaften, Jena, 1724
Литература: Syrbius Johann Jacob. In: Johann Heinrich Zedler: Grosses vollständiges Universal-Lexicon Aller Wissenschafften und Künste. Band 41, Leipzig 1744, Spalte 1054–1060 https://www.zedler-lexikon.de/index.html?c=blaettern&bandnummer=41&seitenzahl=540; Gabriel Wilhelm Goetten: Das Jetztlebende Gelehrte Europa, oder Nachrichten von Den vornehmsten Lebensumständen und Schriften Jetztlebender Europäischer Gelehrten, Welche mit Fleiß gesammlet und unpartheyisch aufgesetzt worden. Ludolph Schröder, Braunschweig, 1736, 2. Teil https://books.google.de/books?id=elM5AAAAMAAJ&hl=de&pg=PA654#v=onepage&q&f=false, S. 645–658 und Joachim Andreas Detz, Celle, 1737, 3. Teil, S. 834 https://books.google.de/books?id=-WpVAAAAYAAJ&vq=&hl=de&pg=PA834#v=onepage&q&f=false
Иоганн Георг Вальх (Johann Georg Walch 1693–1775)
Иоганн Георг Вальх (Johann Georg Walch 1693–1775) – немецкий теологи, историк философии. Последователь И.Ф. Будде. Издатель 24-томного собрания сочинений Мартина Лютера. Применял идеи Будде к истории логики. Одним из наиболее известных сочинений Вальха является Exercitatio historico—philosophica de Atheismo Aristotelis.Согласно Вальху, истории недостаточно дать простой список тех или иных авторов и их работ, ей необходимо еще установить еще внутренне отношение этих систем с самой дисциплиной. Таким образом, задачу истории философии (логики) Вальх видел в том, чтобы дать верную картину развивающегося содержания логики как научной дисциплины через изображение достижений тех или иных философов и философских школ. Такая история философии (логики) позволит увидеть основы подлинно свободного мышления, независимого от каких угодно конъюнктурных соображений. Вслед за Будде отстаивал эклектический метод в философии, подразумевавший возможность черпать из всех источников всех эпох философской мысли, никогда не превращая одно конкретное учение в непререкаемую догму.
Источники: Walch Johann Georg Parerga academica ex historiarum atque antiquitatum monimentis collecta, Leipzig, 1721 https://books.google.ru/books?id=v7gTAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=Walch+Johann+Georg++Parerga+academica+ex+historiarum+atque+antiquitatum+monimentis+collecta&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiywYjTz8flAhXN8qYKHSBlCxIQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Walch%20Johann%20Georg%20% ; Walch Johann Georg Exercitatio historico-philosophica de Atheismo Aristotelis, Leipzig, 1714; Walch Johann Georg Historia logicae, Leipzig, 1721
Литература: Paul Tschackert: Walch, Johann Georg. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 40, Duncker & Humblot, Leipzig 1896, S. 650–652 http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00008398/images/index.html?id=00008398&groesser=&fip=yztsewqeayaenenwxseayayztsxdsyd&no=8&seite=652 ; Leben und Charcter des wohlseeligen Herrn Kirchenraths D. Joh. Georg Walch, Jena, 1777; Samuel Baur: Gallerie historischer Gemählde aus dem achtzehnten Jahrhundert. Ein Handbuch für jeden Tag des Jahres. Gottfried Adolph Grau, Hof 1805, S. 472
Эфраим Герхард (Ephraim Gerhard, 1682–1718)
Эфраим Герхард (Ephraim Gerhard, 1682–1718) – немецкий историк философии. Ученик И.Ф. Будде. Противник официального аристотелизма и сторонник эклектического метода в философии. Изучал отношение истории философии и других наук. Автор Introductio praeliminaris in historiam philosophicam. Согласно Герхарду, история философии, воспитывает культуру мышления. Выделял отдельные дисциплины, имеющие непосредственную связь с историей философией, а именно богословие, юриспруденция, медицина и собственно философия. Знание истории философии способствует более глубокому пониманию этих наук. Вместе с тем, Герхарад обращался и к проблеме развития самой истории философии как науки, так, он выделяет внешние и внутренние факторы, препятствующие ее прогрессу. К внутренним он относит объективные трудности, связанные с самим предметом этой науки (необходимость особого типа исследовательской работы, особых качеств ученого и т.д.). Внешним фактором выступает догматизм, препятствующий подлинному развитию знания, способного черпать из всех источников.
Источники: Gerhard Ephraim Introductio praeliminaris in historiam philosophicam Jenae 1711; Gerhard Ephraim Delineatio philosophiae rationalis eclectice efformatae et usui saeculi accomodatae, Jenae, 1709; Gerhard Ephraim Delineatio juris naturalis, Jenae, 1712 https://books.google.ru/books?id=IMBLAAAAcAAJ&pg=PP5&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
Литература: Schmersahl E.F. Historie der Welt-Weisheit überhaupt. Nebst einem Vorbericht von den bisherigen Verfassern dieser Historie Zelle, 1744, S. 35-36; Stolle G. Stolle, Introductio in historiam litterariam in gratiam cultorum elegantiorum litterarum et philosophiae conscripta Jena, 1728, S. 557-558
Кристоф Август Хойманн (Christoph August Heumann, 1681–1764)
Кристоф Август Хойманн (Christoph August Heumann, 1681–1764) – немецкий теолог, философ, историк философии. Важное место в работах Хойманна занимает определение специфики историко-философской работы. Наиболее полное представление о его идеях можно составить на основании работы Хойманна Einleitung zur historia philosophica. Согласно Хойманну, понятие истории философии невозможно прояснить без прояснения понятия философии. Таким образом, формулируемая им historia philosophica – философская история – начинается с определения философии как исследования полезных истин, покоящихся на твердых основаниях и принципах. Исходя из этого определения, Хойманн стремился обнаружить истоки, а также принципы развития философии в истории. Предметом истории философии выступает историческая судьба философии во всей ее полноте, не привязанная к узкому рассмотрению отдельных учений или школ. Изучение historia philosophica должно способствовать избавлению от догматизма мысли. Целью historia philosophica, в отличие от просто истории философии, является обучение философствованию. Важной заслугой Хойманна стала возможность философского взгляда на историю философии.
Источники: Heumann C. A. Einleitung zur historia philosophica // Acta philosophorum, das ist: Gründl. Nachrichten aus der historia philosophica, nebst beygefügten Urtheilen von denen dahin gehörigen alten und neuen Büchern, 1715, 1B., S. 1-62 https://books.google.ru/books?id=stZkAAAAcAAJ&pg=PA183&dq=Acta+philosophorum,+das+ist&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi4492-7cflAhWFqIsKHYn2BVIQ6AEIMzAB#v=onepage&q=Acta%20philosophorum%2C%20das%20ist&f=false
Литература: Freudenberg Matthias Christoph August Heumann. In: Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 18, Bautz, Herzberg 2001; Braun Lucien Geschichte der Philosophiegeschichte [Paris 1973], übersetzt von Franz Wimmer, bearbeitet und mit einem Nachwort von Ulrich Johannes Schneider, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1990, S. 109–130; Zedelmaier Helmut Der Anfang der Geschichte. Studien zur Ursprungsdebatte im 18. Jahrhundert. Meiner, Hamburg, 2003, S. 96–131
Фридрих Гентцкен (Friedrich Gentzken, 1679–1757)
Фридрих Гентцкен (Friedrich Gentzken, 1679–1757) – немецкий юрист. Испытал влияние Хр. Томазия. Автор Historia philosophiae.Согласно Ф. Гентцкену философия разделялась на три части: инструментальную, теоретическую и практическую. История философии относился к инструментальной части. Задачу историка философии он видел в том, чтобы объективно излагать содержание тех или иных философских учений, дабы суметь исторически взглянуть на все многообразие философского знания, выражавшегося в истории в глубоко различных и часто противоречивых формах. Таким образом, история философии представляла собой необходимую стадию подготовки для изучения философии в собственном смысле слова. Вместе с тем, Гентцкен видел в истории философии средство, позволяющее добиться и более адекватной интерпретации отцов церкви и древних юристов. Другой важной стороной исторического подхода Гентцкена была ориентация исследования на письменные источники.
Источники: Gentzken Friedrich Historia philosophiae: In qua philosophorum celebrium vitae eorumque hypotheses notabiliores, ac sectatum fata a longa rerum memoria ad nostra usque tempora succincte et ordine sistuntur. In usum lectionum academicarum., Hamburg: apud T.C. Felginer, 1724 https://books.google.ru/books?id=BQVEAAAAYAAJ&printsec=frontcover&dq=Gentzken+Friedrich+Historia+philosophiae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjqx6Pw0sflAhUiwsQBHR7oBiIQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Gentzken%20Friedrich%20Historia%20philosophiae&f=false ; Gentzken Friedrich Systema philosophiae, Hamburg: apud T.C. Felginer, 1725 https://books.google.ru/books?id=azAFRL2C4tIC&pg=PP1&dq=Gentzken+Friedrich+Systema+philosophiae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwif1e-A08flAhV8xcQBHcGhBi0Q6AEISDAE#v=onepage&q=Gentzken%20Friedrich%20Systema%20philosophiae&f=false
Литература: Feldmann E. Die Geschichte der Philosophie in Kants Vorlesungen, Philosophisches Jahrbuch, XLIX (1936), S. 177-184 http://philosophisches-jahrbuch.de/wp-content/uploads/2018/12/PJ49_S167-198_Feldmann_Die-Geschichte-der-Philosophie-in-Kants-Vorlesungen.pdf ; Schmersahl E.F. Historie der Welt-Weisheit überhaupt. Nebst einem Vorbericht von den bisherigen Verfassern dieser Historie, Zelle, 1744, S. 12
Лоренц Райнхард (Lorenz Reinhard, 1700–1752)
Лоренц Райнхард (Lorenz Reinhard, 1700–1752) – немецкий теолог, философ. Ученик Будде. Райнхард рассматривал историю философии как необходимую пропедевтику при изучении философии, как подготовку к академическому курсу этой науки. Свои работы по истории философии он представлял как компендиум, а не системный труд, ориентируясь на работы Будде. Важнейшей работой Райнхарда стал Compendium Historiae philosophicae. История философии, согласно Райнхарду, должна выступать также и необходимым дополнением к курсу теологии, т.к. позволяет ясно понять превосходство христианства над всеми остальными учениями и вместе с тем выявить те многочисленные ошибки, что попали в христианскую догматику из языческой мысли.
Источники: Reinhard Lorenz Compendium Historiae philosophicae, cuius pars prima omnes philosophorum sectas earumque dogmata enarrat, altera vero singularum disciplinarum philosophicarum fata speciatim recenset, Leipzig: Impensis Heredum Frid. Lanckisii, 1725 https://books.google.ru/books?id=Ch_tXsuuVHgC&printsec=frontcover&dq=Reinhard+Lorenz+Compendium+Historiae+philosophicae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjYwpD508flAhUys4sKHdfMAgsQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Reinhard%20Lorenz%20Compendium%20Historiae%20philosophicae&f=false ; Reinhard Lorenz Synopsis philosophiae primae, Erfurt, 1730 https://books.google.ru/books?id=DOJeAAAAcAAJ&pg=PA117&dq=Reinhard+Lorenz+Synopsis+philosophiae+primae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwij-Pqp1MflAhXukosKHaURAgMQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Reinhard%20Lorenz%20Synopsis%20philosophiae%20primae&f=false
Литература: Feldmann E. Die Geschichte der Philosophie in Kants Vorlesungen, Philosophisches Jahrbuch, XLIX (1936), S. 177,182 http://philosophisches-jahrbuch.de/wp-content/uploads/2018/12/PJ49_S167-198_Feldmann_Die-Geschichte-der-Philosophie-in-Kants-Vorlesungen.pdf ; Schmersahl E.F. Historie der Welt-Weisheit überhaupt. Nebst einem Vorbericht von den bisherigen Verfassern dieser Historie Zelle, 1744, S. 267
Иоганн Готлиб Хайнеций (Johann Gottlieb Heineccius, 1681–1741)
Иоганн Готлиб Хайнеций (Johann Gottlieb Heineccius, 1681–1741) – немецкий юрист. Ученик Хр. Томазия, сторонник эклектического метода. Автор различных сочинений по философии, среди которых De philosophis semichristianis Exercitatio historica et philosophica Согласно Хайнецию, история философии это не история смены равноправных философских систем, поскольку в философии существует единая истина, доступная рациональному познанию. Различие точек зрения в истории связано с различием конкретных обстоятельств, при которых происходит поиск этой истины. Тем самым история философии это история достижений и открытий, которые были сделаны на протяжении всего периода ее существования. Понять истину, скрывающуюся за фасадом пестрой смены философских систем, и есть подлинная задача истории философии.
Источники: Heineccius Joh. Gottlieb De verae falsaeque sapientiae characteribus, Halle, 1713 https://books.google.ru/books?id=H79IAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Heineccius+De+verae+falsaeque+sapientiae+characteribus&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiit-zp1cflAhVtwsQBHShDBdAQ6AEIMDAB#v=onepage&q&f=false ; Heineccius Joh. Gottlieb De philosophis semichristianis Exercitatio historica et philosophica, Halle, 1714; Heineccius Joh. Gottlieb Elementa philosophiae rationalis et moralis ex principiis admodum evidentibus justo ordine adornata. Accessere Historia philosophica et Index locupletissimus, Frankfurt, 1728 https://books.google.ru/books?id=xvIGAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Heineccius+Elementa+philosophiae+rationalis&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjEj4iG1sflAhVo16YKHZ5NA8YQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Heineccius%20Elementa%20philosophiae%20rationalis&f=false
Литература: Schmersahl E.F. Historie der Welt-Weisheit überhaupt. Nebst einem Vorbericht von den bisherigen Verfassern dieser Historie Zelle, 1744 S. 13; Ortloff J.A., Handbuch der Literatur der Geschichte der Philosophie, Erlangen, 1798, S. 26 https://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb10046563_00044.html
Адриан Ламецан (Adrian Lamezan, 1706–1748)
Адриан Ламецан (Adrian Lamezan, 1706–1748) – немецкий историк философии. Результатом его историко-философской работы стало создание учебника, написанного для использования в школе (Elementa philosophiae). Ламецан принципиально ограничивался историей греческой философии, исключая, ставшую уже традиционной на тот момент философию Востока. В центр своего рассмотрения Ламецан ставил вопрос о происхождении философии. Так, он утверждает божественное происхождение философии, однако, следуя Диогену Лаэрцию, первыми философами все же провозглашаются греки. Посредствующим звеном, согласно Ламецану, выступили египтяне, оказавшие сильное влияние на греческую мысль и передавшие ей древнееврейскую традицию. И если изначально философия была дарована человеку богом, то затем она превратилась в настоящее завоевание мысли, обретя свою истинную форму именно в греческой философии.
Источники: Lamezan Adrian Elementa philosophiae veteris et novae seu libellus quo brevis historia philosophiae et philosophorum dicta factaque et opiniones continentur. Authore Adriano Lamezan, Juliacensi, Vienna: apud Jo. Carl Newen, 1730.
Литература: Ortloff J.A., Handbuch der Literatur der Geschichte der Philosophie, Erlangen, 1798, S. 25 https://reader.digitale-sammlungen.de/de/fs1/object/display/bsb10046563_00043.html
Карл Герхард Вильгельм Лодтманн (Karl Gerhard Wilhelm Lodtmann, 1720–1755)
Карл Герхард Вильгельм Лодтманн (Karl Gerhard Wilhelm Lodtmann, 1720–1755) – немецкий юрист, историк и философ. Испытал влияние идей И.Я. Брукера. Автор историко-философского сочинения Kurzer Abriss der Geschichte der Weltweisheit. Лодтманн стремился к описанию прогресса, достигнутого человеческим духом на протяжении всей его истории вплоть до настоящего времени. Отрицательно относился к идее деления философии на те или иные школы, поскольку подобное деление, согласно Лодтманну, скрывает от то общее, что соответствует философии определенной эпохи. Такому подходу он противопоставлял ориентацию на хронологию, раскрывающую все обстоятельства возникновения философской мысли. Вместо череды школ, Лодтманн представил в своем изложении череду эпох. Лодтманн разделял историю философии и историю философов. Полезность истории философии он видел в том, что она способствовала пониманию того, как именно стоит искать истину и как это делали в разные эпохи, ведь во все эпохи существовали важнейшие открытия.
Источники: Lodtmann K. G. W. Kurzer Abriss der Geschichte der Weltweisheit, nach der Ordnung der Zeiten, zum Gebrauch akademischer Vorlesungen, Helmstadt, 1754 https://books.google.ru/books?id=GEtaAAAAcAAJ&pg=PP5&dq=Lodtmann+Kurzer+Abriss+der+Geschichte+der+Weltweisheit&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiI6p_V2MflAhWjs4sKHXF1CJYQ6AEIMzAB#v=onepage&q=Lodtmann%20Kurzer%20Abriss%20der%20Geschichte%20der%20Weltweisheit&f=false
Литература: Gerhard Joh., Lodtmanns Wilh. Genealogie Tabellen einiger Osnabrüggischen Familien, Osnabrück, 1769 ; Meusel J.G. Lexikon der vom Jahr 1750 bis 1800 verstorbenen teutschen Schriftsteller, Leipzig, 1802–1816, facs. repr., Hildesheim, 1967–1968, B. VIII, S. 313–315; Georg Winter: Lodtmann, Karl Gerhard Wilhelm. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 52, Duncker & Humblot, Leipzig 1906, S. 56. http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00008410/images/index.html?id=00008410&groesser=&fip=yztsewqeayaenenwxseayayztsxdsyd&no=3&seite=58
Иоганн Якоб Брукер (Johann Jakob Brucker, 1696–1770)
Иоганн Якоб Брукер (Johann Jakob Brucker, 1696–1770) – немецкий историк философии. Продолжатель традиции Будде. Автор множества работ по истории философии, среди которых Historia philosophicae doctrinae de ideis, Kurtze Fragen aus der Philosophischen Historie, а также Historia critica philosophiae и др. Особое внимание уделял границам и внутреннему членению философии, методологической стороне вопроса. История философии, согласно Брукеру, должна сосредоточиться вокруг теоретического содержания исследуемого предмета. История философии, согласно Брукеру, невозможна без уточнения определения собственно философии, т.е. ее границ. Согласно Брукеру, философия не должна смешиваться с богословием (за исключением т.н. рациональной теологии). Задача историка философии состоит в том, чтобы объединить историю учений с историей философов, эти учения излагавших. Важнейшим достижением Брукера в области истории философии является осознание того, что философские системы и идеи обусловлены историческими обстоятельствами авторов. Однако история философии не тождественна истории вообще (важным, в этой связи стало различие, которое Брукер проводил между historia litteraria и historia philosophica), поскольку она предполагает, что сам историк должен обладать философским умом и высокой культурой. Наиболее адекватную форму Брукер видел в эклектической философии, следуя за Будде и Хойманом: в основе философии лежит свобода исследования и критический характер суждения. История философии, тем самым, дает эклектическому методу необходимый ему материал, из которого тот способен черпать истину посредством автономного, свободного и критического использования разума.
Источники: Brucker J.J. Historia philosophicae doctrinae de ideis, Augsburg, 1723 https://books.google.ru/books?id=e_VhMLfXoJAC&printsec=frontcover&dq=Brucker++Historia+philosophicae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjT9Nni2sflAhWEfZoKHUvpCUYQ6AEIWTAF#v=onepage&q=Brucker%20%20Historia%20philosophicae&f=false ; Brucker J.J. Kurtze Fragen aus der Philosophischen Historie, von Anfang der Welt bis auf die Geburt Christi, mit ausführlichen Anmerckungen erläutert, Erster Theil, Ulm: bey D. Bartholomäi und Sohn, 1731 https://books.google.ru/books?id=LOoGAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Brucker++Kurtze+Fragen+aus+der+Philosophischen+Historie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwidiP7w2sflAhUmxaYKHQQuCDMQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Brucker%20%20Kurtze%20Fragen%20aus%20der%20Philosophischen%20H ; Brucker J.J. Historia critica philosophiae a mundi incunabulis ad nostram usque aetatem deducta, Leipzig 1742–1744, 5 Bde.; neue Aufl. 1766, mit einem Appendix von 1767 https://books.google.ru/books?id=Wp_NAAAAMAAJ&printsec=frontcover&dq=Brucker++Historia+critica+philosophiae&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjqg5WQ28flAhV1wsQBHaaIBicQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Brucker%20%20Historia%20critica%20philosophiae&f=false
Литература: Alt K., Jakob Brucker, ein Schulmeister des 18. Jahrhunderts, Kaufbeuren, 1926; Herre F., «Jakob Brucker», in Lebensbilder aus dem Bayerischen Schwaben, ed. G.F. von Pölnitz, Munich, 1958; Behler U., «Eine unbeachtete Biographie Jacob Bruckers», in Jakob Brucker (1696–1770), Philosoph und Historiker der europäischen Aufklärung, Berlin, 1998, S. 19–73
Иоганн Генрих Самуэль Формей (Jean—Henry—Samuel Formey, 1711–1797)
Иоганн Генрих Самуэль Формей (Jean-Henry-Samuel Formey, 1711–1797) – немецкий теолог, философ и историк. Сторонник философской системы Вольфа. Испытал влияние британского эпиризма. Автор Histoire abrégée de la philosophie. Для Формея философия это, прежде всего, наука о причинах, позволяющая установить основания все, что может существовать. Таким образом, философия дает нам наиболее фундаментальное знание. Следовательно история философии есть история этого фундаментального знания, история истины. Однако, согласно Формею, в истории философии мы обнаруживаем не историю истины, а историю заблуждения. Это означает, что историей философии способны заниматься далеко не все, но только действительные специалисты, способные к этому сложному делу. Его история философии ограничивается биографическим описанием и кратким изложением основных тем философии каждого мыслителя, ориентируясь на работы Брукера. Благодаря своему широкому распространению, работы Формея способствовали популяризации историко-философской концепции Брукера.
Источники: Formey J.H.S. Histoire abrégée de la philosophie, Berlin, 1759 https://books.google.ru/books?id=azmJBYEc5kMC&printsec=frontcover&dq=Formey+Histoire+abr%C3%A9g%C3%A9e+de+la+philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj5uei33MflAhXtsosKHZi6BogQ6AEIMjAB#v=onepage&q=Formey%20Histoire%20abr%C3%A9g%C3%A9e%20de%20la%20philosophie&f=fa
Литература: Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 184,193; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 64, 69, 110, 136–137, 341–344
Антон Фридрих Бюшинг (Anton Friederich Büsching, 1724–1793)
Антон Фридрих Бюшинг (Anton Friederich Büsching, 1724–1793) – немецкий теолог и географ. Последователь Вольфа В области истории философии Бюшинга интересовали отношения между философией и религией. Важной историко-философской работой Бюшинга является Grundriss einer Geschichte der Philosophie. Он полагал, что истинная философия не противоречит учению церкви, поскольку имеет божественное происхождение: именно от бога предки людей получили первые философские понятия. Однако, согласно Бюшингу, человечество должно было не просто хранить эти понятия, но расширять и у углублять используя собственный разум. Те же, кто занялись эти и получили имя философов. Изучение и распространение этих божественных знаний, разработанных человечество на протяжении всей его истории, и есть история философии. Методологически он разделил свою историю философии на историю философов и историю наиболее важных философских идей. По каждой идее он дает свод положений различных философов, те решения, что были найдены ими по каждой проблеме. Такая история философии должна, по мнению Бюшинга, способствовать развитию человеческого мышления, предохраняя его от сектантского догматизма.
Источники: Büsching A.F. Grundriss einer Geschichte der Philosophie und einiger wichtigen Lehrsätze derselben, Berlin, 1772–1774, B 2. https://books.google.ru/books?id=ynm0Bwife7QC&pg=PA401&dq=B%C3%BCsching+Grundriss+einer+Geschichte+der+Philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiA1pq53cflAhVvwosKHREKDJUQ6AEIMTAB#v=onepage&q=B%C3%BCsching%20Grundriss%20einer%20Geschichte%20der%20Philosophie&f=fal ; Büsching A.F. Vergleichung der griechischen Philosophie mit der neuern. Ein Versuch und eine Probe, Berlin, 1785 https://books.google.ru/books?id=8GdjAAAAcAAJ&pg=PP5&dq=B%C3%BCsching+Vergleichung+der+griechischen+Philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiK6ezM3cflAhWnmIsKHaZ9CwcQ6AEIMjAB#v=onepage&q=B%C3%BCsching%20Vergleichung%20der%20griechischen%20Philosophie&f=false ; Büsching A.F. Grundlage zu einer Geschichte der Bemühungen und Verdienste alter und neuer Völker um die Gelehrsamkeit, Berlin, 1792 https://books.google.ru/books?id=PJW4HnpqFsoC&pg=PP7&dq=B%C3%BCsching+Grundlage+zu+einer+Geschichte&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj97vXW3cflAhXwsIsKHTkCC0IQ6AEIKTAA#v=onepage&q=B%C3%BCsching%20Grundlage%20zu%20einer%20Geschichte&f=false
Литература: Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 184; Gumposch V.Ph., Die philosophische Literatur der Deutschen von 1400 bis auf unsere Tage, Regensburg, 1851; repr. Düsseldorf, 1967, S. 129, 134
Франц Николаус Штайнахер (Franz Nikolaus Steinacher, 1743–1788)
Франц Николаус Штайнахер (Franz Nikolaus Steinacher, 1743–1788) – немецкий историк философии. Последователь Вольфа. Испытал влияние Томазия, а также Брукера. Автор Grundriss der philosophischen Geschichte. Согласно Штайнахеру, занятия историей философии способны пробудить человеческий разум к самостоятельному творчеству. Историю философии он понимает, прежде всего, как историю развития человеческого познания. Штайнахер выделяет несколько необходимых условий, соблюдение которых обязательно для всякой подлинной истории философии: прежде всего, необходимо излагать истину, затем, необходимо производить отбор материала, нужно быть беспристрастным, и наконец, нужно уметь видеть логические связи. Важным также является знать границы собственно философии как науки, согласно Штайнахеру, эмпирические, а также полученные путем божественного откровения знания не относятся к философии, но только те, что добыты работой разума.
Источники: Steinacher F.N. Grundriss der philosophischen Geschichte, Würzburg: J. Stahel, Hochfürst. Hof- und Univ. Buchhandlung, 1774 https://books.google.ru/books?id=r_MGAAAAcAAJ&pg=PP7&dq=Steinacher++Grundriss+der+philosophischen+Geschichte&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwid3rW138flAhXH-ioKHXeqDLwQ6AEILDAA#v=onepage&q=Steinacher%20%20Grundriss%20der%20philosophischen%20Geschichte&f=false
Литература: Hofmann Über das Studium der philosophischen Geschichte, ‘Vorrede’ und S. 4, 62, 83, 85, 90, 95 https://books.google.ru/books?id=0u0GAAAAcAAJ&pg=PP3&dq=:++Hofmann+%C3%9Cber+das+Studium+der+philosophischen+Geschichte&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwir7Kq-38flAhWCs4sKHXMxBckQ6AEIKTAA#v=onepage&q=%3A%20%20Hofmann%20%C3%9Cber%20das%20Studium%20der%20philosophische; Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 53; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 143
Карл Адольф Цезар (Karl Adolph Cäsar, 1744–1811)
Карл Адольф Цезар (Karl Adolph Cäsar, 1744–1811) – немецкий философ. Сторонник Лейбница и Вольфа. Испытал влияние немецкой протестансткой традиции, в частности Меланхтона. Автор Betrachtungen über die wichtigsten Gegenstände der Philosophie. История философии, согласно Цезару, прежде всего, должна быть всеобщей и способной оказывать практическое влияние. Такой работы, по мнению Цезара, на тот момент еще не существовало. Так, в одних работах Цезар отмечал нехватку всеобщности охвата материала (например, ограничение лишь историей греческой философии), в других, несмотря на такой охват, действительный дух философских систем полностью исчезал. Наибольшее одобрения Цезара вызывают работы Майнерса, которые он называет классическими.
Источники: Cäsar K.A. Betrachtungen über die wichtigsten Gegenstände der Philosophie, Leipzig-Dessau, 1783; Cäsar K.A. Philosophische Rhapsodien, Leipzig, 1788; Cäsar K.A. Gedanken über die menschliche Glückseligkeit, Leipzig, 1789; Cäsar K.A. Pragmatische Darstellung des Geistes der neuesten Philosophie des Ins und Auslandes, Leipzig, 1803. https://books.google.ru/books?id=Cu0GAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=inauthor:%22Karl+Adolf+Caesar%22&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwip8ZDl4MflAhWjtYsKHYRZBLwQ6AEIKTAA#v=onepage&q&f=false
Литература: Carus F.A., Ideen zur Geschichte der Philosophie, Leipzig, 1809, S. 84; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S.137, 141
Христиан Готлиб Фридрих Штове (Christian Gottlieb Friedrich Stöwe, 1756-1824)
Христиан Готлиб Фридрих Штове (Christian Gottlieb Friedrich Stöwe, 1756-1824) – немецкий теологи, астроном. Испытал влияние Брукера, Лейбница и Вольфа. Философия, согласно Штове, есть наука об истинной природе, началах и концах всех вещей и о том, как человек может познать их с помощью разума. Такое познание, конечно, имеет своей целью возвышение бога и счастье человека. Важнейшим историко-философским трудом Штове является Versuch einer Geschichte der Philosophie. История философии Штове ставит своей целью попытку проследить развитие и прогресс знания, начиная древностью и оканчивая настоящим временем, ознаменованным появлением эклектической философии. Источниками работы историка философии должны выступать, прежде всего, работы самих философов, дошедшие до нас, но не стоит отказываться и от тех свидетельств, что передают эти идеи в пересказе. История философии тренирует ум, готовит его к постижению собственно философии, она предохраняет нас от догматического сектантства, пробуждает критического мышление, проясняет сложные места классических авторов, но также и позволяет знать границы человеческого разума, что ведет к пониманию ценности подлинного божественного откровения.
Источники: Stöwe C.G.F. Versuch einer Geschichte der Philosophie, bloss zum Gebrauch für Schulen, Berlin: Buchhandlung der Realschule, 1783
Литература: Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S.184; Hecker A.J., Kurzer Abriss des Geschichte der Königl. Real-Schule in den ertsen fünfzige Jahren nach ihrer Stiftung, Berlin, 1797, S. 61 https://books.google.ru/books?id=R8ZdAAAAcAAJ&pg=PA35&dq=Hecker+Kurzer+Abriss+des+Geschichte&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwigiqy04sflAhUK0qYKHV16CcEQ6AEIUTAE#v=onepage&q=Hecker%20Kurzer%20Abriss%20des%20Geschichte&f=false ; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 144
Иоганн Готфрид Гурлитт (Johann Gottfried Gurlitt, 1754–1827)
Иоганн Готфрид Гурлитт (Johann Gottfried Gurlitt, 1754–1827) – немецкий филолог. Испытал влияние Томазия и Вольфа. Историко-философский подход Гурлитта формировался в послебрукеровской традиции. Согласно Гурлитту (Abriss der Geschichte der Philosophie), история философии представляла собой, прежде всего, систематически упорядоченное изложение истории развития всей суммы знаний человека о самом себе, о мире и боге, которая составляет действительное содержание философии с древнейших времен и до настоящего момента. Не отрицая значения каждого отдельного философа, Гурлитт стремился передать в первую очередь историю развития философии в ее целостности.
Источники: Gurlitt J.G. Abriss der Geschichte der Philosophie. Zum Gebrauch der Lehrvorträge, Leipzig, 1786 https://books.google.ru/books?id=g9VRAAAAcAAJ&pg=PA2&dq=Gurlitt+Abriss+der+Geschichte+der+Philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwily5mV48flAhWExIsKHTXHDDYQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Gurlitt%20Abriss%20der%20Geschichte%20der%20Philosophie&f=false
Литература: Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 45, 140, 169; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 61, 137, 204
Франц Ксавьер Гмайнер (Franz Xaver Gmeiner, 1752–1822)
Франц Ксавьер Гмайнер (Franz Xaver Gmeiner, 1752–1822) – австрийский философ, теолог, историк церкви. Испытал влияние идей Лейбница и Вольфа. В области истории философии продолжал традицию Брукера и Будде. Автор Litterargeschichte des Ursprungs und Fortganges der Philosophie. Согласно Гмайнеру, в своем развитии философия прошла путь от знания эмпирического к знанию теоретическому, став строгой наукой об истинных причинах вещей. История постепенного становления человеческого разума и есть, таким образом, история философии. Гмайнер прослеживает преемственность между античной философской традицией и современностью в лице Вольфа и Лейбница, в то время как средневековая мысль представляет ему упадком. Тем самым история философии есть история прогресса, достигнутого наукой. Обращаясь к концепции historia litteraria, Гмайнер утверждает, что история философии должна не только овладеть истинами древних, но и предоставить средства, способный служить прогрессу разума сегодня. Однако, в отличие от Брукера, различавшего historia litteraria и historia philosophica, Гмайнер не проводит эту грань, а потому история философии превращается здесь в историю простой эрудиции и накопления знания, а не историю проблем и их решений.
Источники: Gmeiner F.X. Litterargeschichte des Ursprungs und Fortganges der Philosophie, wie auch aller philosophischen Sekten und Systemen, Graz: J.G. Weingand und Fr. Ferstl, 1788–1789, B. 1. https://books.google.ru/books?id=PfIGAAAAcAAJ&pg=PP13&dq=Gmeiner+Litterargeschichte+des+Ursprungs&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjNo6jw48flAhV7AxAIHQxgA_gQ6AEINDAB#v=onepage&q=Gmeiner%20Litterargeschichte%20des%20Ursprungs&f=false
Литература: Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 184; Posch A., Die kirchliche Aufklärung in Graz und an der Grazer Hochschule, Graz, 1937, S. 159-160
Иоганн Георг Генрих Федер (Johann Georg Heinrich Feder, 1740–1821)
Иоганн Георг Генрих Федер (Johann Georg Heinrich Feder, 1740–1821) – немецкий философ. Согласно Федеру (Grundriss der philosophischen Wissenschaften), история философии состоит из истории философов, истории философских учений, истории каждой отдельной философской дисциплины, а также философской библиографии. История философии должна являться не только введением в изучение собственно философии, но и составлять важную сторону всякого философского исследования, поскольку именно она проясняет понятия и помогает глубже рассмотреть их сложную взаимосвязь. Этим обусловлено особое внимание, которое он уделяет современным проблемам философского знания – история философии рассматривается, прежде всего, в контексте решения актуальных проблем этой науки.
Источники: Feder J.G.H. Grundriss der philosophischen Wissenschaften, nebst der nöthigen Geschichte zum Gebrauch seiner Zuhörer, Coburg: verl. Johann Carl Findeisen, 1767 https://books.google.ru/books?id=Iu4GAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Feder+Grundriss+der+philosophischen+Wissenschaften&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi_gNK_5MflAhXooYsKHQVKCpEQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Feder%20Grundriss%20der%20philosophischen%20Wissenschaften&f=false
Литература: Feldmann E., «Die Geschichte der Philosophie in Kants Vorlesungen», Philosophisches Jahrbuch, XLIX, 1936, S. 170 http://philosophisches-jahrbuch.de/wp-content/uploads/2018/12/PJ49_S167-198_Feldmann_Die-Geschichte-der-Philosophie-in-Kants-Vorlesungen.pdf ; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 33, 143
Христоф Майнерс (Christoph Meiners, 1747–1810)
Христоф Майнерс (Christoph Meiners, 1747–1810) – немецкий философ и историк. Автор Grundriss der Geschichte der Weltweisheit. В истории философии Христофа Майнерса важное место занимает вопрос определения подлинного предмета этой науки, ее диапазона и задач. Эта потребность проистекает из того, что история философии граничит со многими другими областями человеческого знания, однако, в разные исторические эпохи понятие философии включало в себя и различное содержание. Исследование динамики развития этого содержания, выделение тех или иных наук из философии и т.д. составляет задачу истории философии. Подобный подход обусловил междисциплинарный характер майнерсовского исследования.
Источники: Meiners C. Grundriss der Geschichte der Weltweisheit, Lemgo: im Verlage der Meyerschen Buchhandlung, 1786 https://books.google.ru/books?id=9-k9AAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Meiners++Grundriss+der+Geschichte+der+Weltweisheit&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj4rIDC5cflAhXCwosKHVYpCXUQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Meiners%20%20Grundriss%20der%20Geschichte%20der%20Weltweisheit&f=fa ; Meiners C. Historia doctrinae de vero Deo, omnium rerum auctore atque rectore, Lemgo: Impensis Heredum Meyeri, 1780 https://books.google.ru/books?id=jq0NAAAAYAAJ&printsec=frontcover&dq=Meiners++Historia+doctrinae+de+vero+Deo&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiMjKPP5cflAhXFmIsKHXvtCHIQ6AEIMTAB#v=onepage&q=Meiners%20%20Historia%20doctrinae%20de%20vero%20Deo&f=false
Литература: Freyer J., Geschichte der Geschichte der Philosophie im achtzehnten Jahrhundert, Leipzig, 1912, S. 59, 63; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 42, 82, 86, 101, 111, 134–135
Иоганн Христоф Аделунг (Johann Christoph Adelung, 1732–1806)
Иоганн Христоф Аделунг (Johann Christoph Adelung, 1732–1806) – немецкий филолог. Испытал влияние Хойманна и Брукера. Автор Geschichte der Philosophie für Liebhaber. Руководствуясь эмпирической эпистемологией, согласно которой истина есть соответствие суждения вещи, а все понятия происходят из опыта, Аделунг полагает, что философия не является априорной наукой о чистом разуме, но представляет собой инструмент познания реальности при помощи гипотез и теорий, требующих экспериментальной проверки. Отсюда следует, что философия изменчива и временна по своей природе, и лишь те концепции и доктрины, что получили подтверждение опытом являются чем-то устойчивым. Проследить путь таких доктрин в истории – трудная задача, требующая терпения, многих усилий, большого количества времени, а также особых способностей. А потому занятия философией, в трактовке Аделунга, доступны далеко не всем: не каждый может стать философом, но философия должна просвещать каждого не рассчитывая, что превратит всех в философов. Такое просвещение основывается на развитии философского духа, имеющего этнические, экономические и географические предпосылки. Исследование философского духа, развивавшегося на протяжении различных эпох, должен служить, по мысли Аделунга, устойчивым ориентиром в истории философии.
Источники: Adelung J.C. Geschichte der Philosophie für Liebhaber (Leipzig: bey Johann Friedrich Junius, 1786, B. I and II, 1787, B. III https://books.google.ru/books?id=0va9YCQ0yswC&printsec=frontcover&dq=Adelung+Geschichte+der+Philosophie+f%C3%BCr+Liebhaber&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiGz9ay5sflAhUnxcQBHV08BjEQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Adelung%20Geschichte%20der%20Philosophie%20f%C3%BCr%20Liebhaber&
Литература: Carus F.A. Ideen zur Geschichte der Philosophie, Leipzig, 1809, S. 85; Ernesti J.H.M. Enzyklopädisches Handbuch einer allgemeinen Geschichte der Philosophie und ihrer Litteratur, Lemgo, 1807; repr. Düsseldorf, 1972, S. 84; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 133–136, 203
Иоганн Август Эберхард (Johann August Eberhard, 1739–1809)
Иоганн Август Эберхард (Johann August Eberhard, 1739–1809) – немецкий философ, историк философии. Важнейшей историко-философской работой Эберхарда является Allgemeine Geschichte der Philosophie. Согласно Эберхарду история философии есть история рационального человеческого познания наиболее общих оснований вещей. Изложение такой истории, прежде всего, требует четкого соблюдения хронологии. Подобный подход заключает в себе возможность рассмотрения постепенного развития человеческого познания, что способствует лучшему пониманию философских систем. Эберхард называет такую историю прагматической. Она исследует само содержание философских учений, стремится установить внутреннюю связь между различными системами, а также устанавливает основания прогресса или упадка знания в тех или иных условиях. Такая история философии способствует преодолению догматизма мышления.
Источники: Eberhard J.A. Allgemeine Geschichte der Philosophie zum Gebrauch akademischer Vorlesungen, Halle: bey Hemmerde und Schwetschte, 1788 https://books.google.ru/books?id=2E4MAAAAIAAJ&printsec=frontcover&dq=Eberhard+Allgemeine+Geschichte+der+Philosophie+zum+Gebrauch&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi5gfGT58flAhXp-ioKHQ8zDpAQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Eberhard%20Allgemeine%20Geschichte%20der%20Philosophie%20z
Литература: Freyer J., Geschichte der Geschichte der Philosophie im achtzehnten Jahrhundert, Leipzig, 1912, S. 63; Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 223-224
Дитрих Тидеманн (Dieterich Tiedemann, 1748–1803)
Дитрих Тидеманн (Dieterich Tiedemann, 1748–1803) – немецкий философ, историк философии. Тидеманн определил историю философии как науку, которая должна с максимально возможной точностью излагать происхождение, развитие и расцвет философского знания (Geist der spekulativen Philosophie). Причем в основе такого исследования должна лежать строгая логическая цепочка причин и следствий, а не простое хронологическое описание. Тидеманн выделял два методологических принципа: во-первых, необходимо ограничиться изложением учений на основании верного понимания первоисточников, включая их лингвистический анализ, а во-вторых, следует объектом исследования должны выступать не учения и доктрины как таковые, вне зависимости от того истинны они или ложны, то общий прогресс науки, тот путь, которому следует философия с первых ее шагов и до настоящего времени. Именно описание непрерывного прогресса философии, не знающего отступлений и обходных путей, составляет основу историко-философской концепции Тидеманна. В результате, история философии, обращаясь к прошлому, в действительности должна способствовать развитию философского знания в настоящем и будущем, его бесконечному прогрессу.
Источники: Tiedemann D. Geist der spekulativen Philosophie, Marburg, 1791-1797, 6 B.https://books.google.ru/books?id=QygOAAAAYAAJ&pg=PA667&dq=Tiedemann+D.+Geist+der+spekulativen+Philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiM_6n258flAhVhwIsKHZiSAFsQ6AEIWDAF#v=onepage&q=Tiedemann%20D.%20Geist%20der%20spekulativen%20Philosophie&f=false (B. 6)
Литература: Geldsetzer L., Die Philosophie der Philosophiegeschichte im 19. Jahrhundert, Meisenheim am Glam, 1968, S. 31-32; Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 75-84
Иоганн Феофил Буле (Johann Gottlieb Buhle, 1763–1821)
Иоганн Феофил Буле (Johann Gottlieb Buhle, 1763–1821) – немецкий философ, филолог, историк философии. Испытал влияние критической философии И. Канта. Автор Lehrbuch der Geschichte der Philosophie. Буле определяет историю философии как обзор наиболее значительных попыток лучших умов человечества создать подлинную философию как науку о природе человеческой души. Цель истории философии, согласно Буле, состоит в том, чтобы дать исторический очерк того, как именно философия ставила те или иные проблемы и какие методы использовала для поиска их решения. Вместе с тем, такое изложение должно было последовательно показывать как философия сумела прийти к своему сегодняшнему состоянию. Такая история философии должна основывать не на гипотезах, под которые затем подбираются факты, их доказывающие, но на самих достоверных фактах, на основании которых затем можно строить гипотезы и вести повествование. Вместе с тем, согласно Буле, необходимо отличать историю философии от истории культуры вообще, науки и искусства. Она представляет собой, прежде всего, историю познания и развития наиболее естественных и необходимых свойствах разума.
Источники: Buhle J.G. Lehrbuch der Geschichte der Philosophie und einer kritischen Literatur derselben, Göttingen, Vandenhoeck und Ruprecht, 1796–1804, 9 B. https://books.google.ru/books?id=QHoPAAAAQAAJ&printsec=frontcover&dq=Buhle+J.G.+Lehrbuch+der+Geschichte+der+Philosophie+und+einer+kritischen+Literatur&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwimq66D6cflAhXplYsKHQH-Cs0Q6AEIKTAA#v=onepage&q=Buhle%20J.G.%20Lehrbuch%20der%20Gesc (B. 7); Buhle J.G. Geschichte der neuern Philosophie seit der Epoche der Wiederherstellung der Wissenschaften, Göttingen: J.G. Rosenbusch’s Wittwe – J.F. Röwer, 1800–1805, 6 B. https://books.google.ru/books?id=PUIJAAAAQAAJ&pg=PA448&dq=Buhle+J.G.+Geschichte+der+neuern+Philosophie+seit+der+Epoche&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwj1saCf6cflAhWi-yoKHbWqCW8Q6AEIMzAB#v=onepage&q=Buhle%20J.G.%20Geschichte%20der%20neuern%20Philosophie%20seit%20der% (B. 4)
Литература: Schneider U.J., Die Vergangenheit des Geistes. Eine Archäologie der Philosophiegeschichte, Frankfurt a.Main, 1990, S. 49, 137–141; Wischnitzer M., Die Universität Göttingen und die Entwicklung der liberalen Ideen in Russland im ersten Viertel des 19. Jahrhunderts, Berlin, 1907, S. 9–39
Вильгельм Готлиб Теннеманн (Wilhelm Gottlieb Tennemann, 1761–1819)
Вильгельм Готлиб Теннеманн (Wilhelm Gottlieb Tennemann, 1761–1819) – немецкий историк философии. Испытал влияние критической философии И. Канта. Автор 12-томной Geschichte der Philosophie. Согласно Теннеманну, критический метод Канта не только заложил основы философии как науки, но и привел к поворотному моменту в области историографии философии. Только на основании критической философской пропедевтики возможно построение действительно научной истории философии, разумно подходящей и к материалу своего исследования, и к его методам. Предметом истории философии, согласно Теннеманну, выступает все то, что относится к созидательной деятельности разума, объектом же – человеческая мысль, собственно философствование. Основной целью истории философии является изображение постепенного становления философии как науки.
Источники: Tennemann W.G. Geschichte der Philosophie. 12 Bande, Leipzig, 1798–1819 https://books.google.ru/books?id=U0kJAAAAQAAJ&pg=PA163&dq=Tennemann++Geschichte+der+Philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjBy_K_6sflAhUy6KYKHQuCAqYQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Tennemann%20%20Geschichte%20der%20Philosophie&f=false (B. 1); Tennemann W.G. Grundriss der Geschichte der Philosophie für den akademischen Unterricht, Leipzig, 1816 https://books.google.ru/books?id=DwhSAAAAMAAJ&printsec=frontcover&dq=Tennemann++Grundriss+der+Geschichte+der+Philosophie+f%C3%BCr&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwitnKrU6sflAhVRw8QBHTcqDfcQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Tennemann%20%20Grundriss%20der%20Geschichte%20der%20Philo
Литература: Liebmann O. Tennemann, Wilhelm Gottlieb. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 37, Duncker & Humblot, Leipzig, 1894, S. 566 f. http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00008395/images/index.html?id=00008395&groesser=&fip=yztsewqeayaenenwxseayayztsxdsyd&no=8&seite=568 ; Schneider U.J. Philosophie und Universität. Historisierung der Vernunft im 19. Jahrhundert, Hamburg, 1999, S. 160–176
Якоб Фридрих Фриз (Jakob Friedrich Fries, 1773–1843)
Якоб Фридрих Фриз (Jakob Friedrich Fries, 1773–1843) – немецкий философ. Испытал влияние критической философии И. Канта. Автор двухтомной Geschichte der Philosophie. Согласно Фризу, без верного понятия философии невозможно верно судить об истории этой науки. История философии должна задаваться вопросом об историческом пути истины, а не просто описывать те или иные суждения того или иного философа. Таким образом, Фриз разделяет подлинную историю философии от лишь биографической и литературной. Подлинная история философии есть история логического развития человеческого духа. Отсюда вытекают и задачи истории философии: прежде всего, она должна учить самостоятельному мышлению, развивать способность к абстрагированию и пониманию важности абстрактного мышления. Этим обуславливалась и особая важность изучения языка для историко-философской работы. В целом методологический подход Фриза представляет собой одну из попыток создания философской истории философии, способной не просто обобщать те или иные данные исторического опыта, но выводить историю философии из анализа самой природы человеческого разума. Такая история философии есть, прежде всего, логическая конструкция, а не эмпирическое исследование источников.
Источники: Fries J.F. Geschichte der Philosophie, Halle, 1837–1840, 2 B. https://books.google.ru/books?id=hdxRAAAAMAAJ&pg=PA481&dq=Fries+Geschichte+der+Philosophie&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiI25mE7MflAhXQw8QBHfB0B5oQ6AEIKTAA#v=onepage&q=Fries%20Geschichte%20der%20Philosophie&f=false (B. 1)
Литература: Apelt O., Die Behandlung der Geschichte der Philosophie bei Fries und bei Hegel, in Abhandlungen der Fries’schen Schule. Neue Folge, IV/1, Göttingen, 1912, S. 337–363
Эрнст Христиан Готлиб Рейнгольд (Ernst Christian Gottlieb Reinhold, 1793–1855) Эрнст Христиан Готлиб Рейнгольд (Ernst Christian Gottlieb Reinhold, 1793–1855) – немецкий философ. Отправной точкой историко-философского исследования видел предварительное, наиболее общее определение философии (Handbuch der allgemeinen Geschichte der Philosophie). Согласно Рейнгольду, философия это идея науки о предельных основаниях законов природы и свободы, а также об их взаимоотношениях. История философии есть описание постепенного развития философии, т.е. тех попыток разума реализовать идею науки о предельных основаниях законов природы и свободы. История философии выступает в качестве пропедевтики, поскольку проясняет природу их характер всякого рационального исследования, претендующего на звание философского. Согласно Рейнгольду, история философии описывает последовательную смену различных систем мысли в истории вплоть до высшей точки развития философии в настоящем времени. Изучение этой истории есть средство, способное пробудить в человеке самостоятельное философское мышление.
Источники: Reinhold E.C.G. Handbuch der allgemeinen Geschichte der Philosophie für alle wissenschaftlich Gebildete, Gotha:in der Hennings’schen Buchhandlung, 1828–1830, 3B. https://books.google.ru/books?id=QPIGAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Reinhold+Handbuch+der+allgemeinen&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiOjMWF7cflAhWj_CoKHUo5DBwQ6AEILDAA#v=onepage&q=Reinhold%20Handbuch%20der%20allgemeinen&f=false (B.1)
Литература: Apelt E.F. Ernst Reinhold und die kantische Philosophie, Leipzig, 1840 https://books.google.ru/books?id=nH1ZAAAAcAAJ&pg=PP8&dq=Apelt+Ernst+Reinhold&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjZ0KyS7cflAhXOs4sKHa4UBG8Q6AEIMzAB#v=onepage&q=Apelt%20Ernst%20Reinhold&f=false