Models of the History of Philosophy / ed. G. Piaia, G. Santinello. New York, Springer, 2011.
Многотомный труд под редакцией проф. Г. Пиайа (G. Piaia) и проф. Дж. Сантинелло (G. Santinello) ставит перед собой задачу описать и каталогизировать все предпринимавшиеся в древности, средневековье и Новое время попытки предложить особые, оригинальные модели историко-философского процесса. Осмысление истории философии началось уже в классической античности. Тем не менее, с течением времени оно приобрело важнейшее значение именно для современного периода истории, поскольку современность склонна прочитывать себя через призму своего отношения к генезису европейской мысли. Различные мировоззренческие установки вкупе с оригинальными методологическими разработками исследователей различных времен позволяют проследить и осознать, насколько драматичным и неоднонаправленным было движение западной философии от своего истока до наших дней. В этом смысле модели ее истории, предлагавшиеся каждым конкретным исследователем, несут на себе и отпечаток своей эпохи, и приметы будущего этапа развития критической историографии.
Philosophy in History. Essays on the historiography of philosophy / eds. R. Rorty, J. B. Schneewind, Q. Skinner. Cambridge University Press, 1984. 403 p.
Сборник лекций, прочитанных в университете Джонса Хопкинса в 1982-83 учебном году. Известные исследователи, среди которых Р. Рорти, М. Фреде, Дж. Шнеевинд, А. Макинтайр и другие, представляют свои взгляды на отношение философии к истории, а также на философскую историографию. При составлении этого сборника редакторы имели в виду ценность исследований как историко-философских кейсов, так и более пространные рассуждения об отношении между философией и историей мысли. Книга построена именно таким образом: первая часть отведена под эссе общего характера (например, «Философия и ее история» Ч. Тейлора; «Пять парабол» И. Хэкинга; «Идея негативной свободы: философские и исторические перспективы» К. Скиннера и проч.), а вторая — конкретным исследованиям античной, ранней новоевропейской и современной философии.
Historiography of the history of philosophy / ed. G. Nadel. Mouton&Co, 1965. Коллективная монография посвящена анализу актуальных проблем историографии истории философии. Среди авторов ‒ ведущие специалисты как в области методологии истории мысли (Дж. Пассмор, М. Мандельбаум и др.), так и исследователи конкретных философов прошлого (У. Уолш и др.). Обсуждаются вопросы идеи истории философии, возможности истории идей в контексте интеллектуальной истории, а также рассматривается предшествующий опыт создания историко-философских проектов (в частности, проект Гегеля). Работа, таким образом, представляет собой одну из вех на пути становления историографической проблематики и должна рассматриваться как один из концептуальных истоков всякого историко-философского исследования.
Gueroult M. Dianoématique. Philosophie d’Histoire de la Philosophie. Paris, Éditions Aubier Montaigne, 1979.
Во многом отталкиваясь в своем проекте дианоэматики от гегелевского понимания историко-философского процесса, классик французской философской историографии Марсиаль Геру утверждает, что автономия философии устанавливается вместе с особой ценностью истории философии. Как следствие, такие взаимоотношения становятся основной проблемой исследования. Предметом философии становится предмет принципиально отличный от предмета естественных наук ‒ прежде всего тем, что предмет этот характеризуется своей собственной недостоверностью. Открывая эту недостоверность в исторической перспективе, философия уникальна, она делает выводы из своей истории, на что не способна ни одна положительная наука. Дилемма историчности и внеисторичности философии – основная проблема, которую Геру разбирает на страницах книги.
Braun L. Histoire de l’histoire de la philosophie. Paris: Éditions Ophrys, 1973. Продолжатель традиции французской философской историографии Люсьен Брун своей книгой показывает, что история философии не может быть законченной и строгой в смысле соответствия идеалу строгого знания наукой. История философии ‒ своеобразная дисциплина, в рамках которой строгость осуществляется как допустимость особого рода уточненных правил, в то время как собственный материал ей поставляет акт осмысленного чтения. Такое чтение позволяет выявить и осмыслить присутствующие, но скрытые в тексте связи, внутреннее измерение, особую структуру историко-философского материала. Таким образом, всякая история философии несет на себе отпечаток времени, когда она создавалась, ведь философия всегда укоренена в своей собственной эпохе и культуре.
Ясперс К. Всемирная история философии. СПб.: Наука, 2000. 272 с.
Карл Ясперс в своей известной работе предпринимает одну из наиболее известных и последовательных попыток обосновать философскую историю философии, т. е. тезис о том, что история философии сама должна стать философией. Для него самого посылкой к созданию такого историко-философского проекта является требование реконструировать универсальную историю человечества. История философии, с его точки зрения, мыслима лишь совместно со всемирной историей и в ней фундирована. Вот почему для Ясперса философия истории и история философии ‒ сопрягающиеся понятия: именно из философского анализа всемирной истории может и должно развиться исследование истории мысли как конкретное рассмотрение экзистенциального проекта истории человечества.
From Hegel to Windelband: Historiography of Philosophy in the 19th Century / eds. G. Hartung, V. Pluder. Berlin/Boston, Walter de Gruyter GmbH, 2015.
Исследовательский проект, объединивший под одной обложкой многих исследователей истории современной философии, посвящен становлению историко-философских представлений в XIX столетии. Работа охватывает период времени, который авторы называют «классической эпохой философский историографии» ‒ от гегелевских штудий по истории западноевропейской мысли до систематизации историко-философского знания в исследованиях древней и новой философии В. Виндельбанда. Авторы также обсуждают различие установок исторического исследования мысли, характерные для XVIII и XIX веков, методологические проблемы в историко-философском знании (в связи с влиянием неокантианства, историзма, герменевтики и т.п.), различные тенденции в освещении и интерпретации фактов истории философии и т.д.
История философии: вызовы XXI века. М.: Канон + «Реабилитация», 2014. 368 с. Коллективная монография выпущена по итогам сделанных участниками конференции «История философии: вызовы XXI века (приглашение к диалогу)» (организатор: отдел историко-философских исследований ИФ РАН, 15-16 ноября 2012 года, Москва) докладов, выступлений, высказанных суждений и тезисов. Таким образом, это одна из первых в отечественной научной литературе попыток представить проблемное поле актуальных историко-философских исследований, а само историко-философское пространство ‒ как междисциплинарную проблематику актуальной философской работы. Авторы делятся не только собственными профессиональными достижениями, но также активно, а порой и провокативно, формулируют проблемы и задачи методологических разработок, а также содержательного осмысления историко-философского материала. В этом смысле сама концепция монографии состоит в том, чтобы представить историю философии как актуальный, открытый и междисциплинарный проект.
Кротов А. А. Философия истории философии во Франции (проблема закономерностей в развитии интеллектуальной культуры). М.: Издательство Московского университета Москва, 2018. 480 с.
В исследовании известного историка философии и культуры Артема Александровича Кротова рассматриваются различные интерпретации историко-философского процесса, специфически сложившиеся в рамках французского интеллектуального мира. Монография посвящена исследованию проблемы выявления последующих логических этапов развития мысли, отталкиваясь от понимания исторически предшествующих периодов. Эта проблема раскрывается автором на примере истории философии Франции, что дает возможность оригинальным образом проанализировать своеобразный путь развития французской мысли в рамках развития национальной культуры, истории, интеллектуальной традиции.
Кембриджская школа: Теория и практика интеллектуальной истории / Сост. Т. Анашев, М. Велижев. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 632 с.
ХХ век богат на методологические нововведения в контексте понимания и интерпретации истории философской и политической мысли. Помимо хорошо известных теорий истории понятий (Begriffsgeschichte) Й. Риттера, О. Бруннера и Р. Козеллека, истории идей А.О. Лавлджоя, археологии знания М. Фуко, акторно-сетевой теории Б. Латура важную роль в арсенале современного исследователя-гуманитария играет метод изучения политического текста Кембриджской школы изучения политических языков Нового времени. Книга является сборником статей, в котором представлены не только манифесты основоположников этой школы К. Скиннера и Дж. Покока, но также критические и полемические исследования их методологии Дж. Талли, М. Рихтера, М. ван Гелдерена. В третьей части работы современные отечественные исследователи (С. Польской, Е. Правилова, М. Велижев, Т. Борисова, К. Бугров, Т. Атнашев) применяют методы и дискурсивные практики, характерные для представителей кембриджской школы, для описания и осмысления ключевых сюжетов истории русского политического языка от его становления в эпоху Екатерины II до анализа неолиберальных идей, высказанных в своих сочинениях Е. Т. Гайдаром.